Меньшинство россиян на самоизоляции воспользовались услугами служб доставки. Фото РИА Новости
Опросы показывают, что россияне не увеличили число интернет-покупок во время квазикарантина. Традиционные магазины стали чуть ли не единственным досугом во время эпидемии. Далеко не все городские власти настаивали на режиме самоизоляции, что не создавало дополнительных стимулов для онлайн-покупок, объясняют эксперты.
Как следует из данных фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в последние месяцы почти каждый четвертый россиянин проводит больше времени в интернете, в крупных городах увеличил интенсивность интернет-серфинга каждый третий житель. 27% опрошенных признаются, что за последние месяцы стали больше времени проводить в интернете. Нарастили пребывание в Сети граждане от 18 до 45 лет и жители крупных городов.
Большинство российской интернет-аудитории пользуются Всемирной паутиной для получения информации, развлечения или общения. Доля же тех, кто использует интернет преимущественно для онлайн-покупок, по-прежнему сравнительно невелика – всего 3%, сообщают социологи.
При этом можно говорить о том, что онлайн-заказы пользуются определенной популярностью среди россиян. Так, каждый третий житель РФ в том или ином виде пользовался услугами доставки готовых блюд из кафе и ресторанов, тогда как две трети населения никогда не пользовались подобной опцией. Но вот что примечательно: за последние месяц-два лишь 4% граждан из тех, кто пользовался доставкой, стали заказывать готовую еду из ресторанов чаще. 18% сохранили прежние объемы, а каждый десятый активный интернет-пользователь даже сократил число заказов.
Еще более впечатляющие данные об интересе россиян к покупкам продуктов питания через интернет. Как следует из результатов ФОМ, 88% никогда не заказывали продукты таким образом. Ходили по «электронным продуктовым» лишь 11% опрошенных. И из тех, кто пользуется подобной практикой, лишь 3% увеличили покупки за время карантина, 6% сообщили о сохранении прежнего объема заказов, а 2% – о сокращении числа покупок еды через интернет.
Если к доставке еды по интернету граждане пока относятся скептически, то вот покупка товаров с помощью Всемирной паутины вызывает уже меньше вопросов. Две трети россиян хотя бы однажды покупали что-либо в интернете, никогда не пользовалась услугами электронной торговли треть респондентов, рассказывают социологи. Но опять-таки из тех, кто пользуется услугами интернет-торговли, только 11% за последние карантинные месяцы увеличили покупки, тогда как почти 40% сохранили прежние объемы, а 15% даже сократили их.
Не стоит также забывать об относительно небольшой доле интернет-торговли в общем обороте розничной торговли, напоминают эксперты. «К примеру, в Китае на долю этого сегмента приходится более 30% совокупного оборота розничной торговли, тогда как в России доля этого сегмента составляет 4,5%», – сообщает руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталья Орлова. По ее мнению, низкий уровень проникновения этого сегмента в ретейл объясняет столь глубокое падение розничной торговли по итогам апреля. Для сравнения: оборот розничной торговли в марте вырос на 5,6% в годовом выражении, а в апреле, когда начали действовать карантинные меры, провалился на 23,4%.
Несмотря на небольшую долю электронной коммерции в общей рознице, ей прогнозируют дальнейший рост. Так, по словам президента Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, по итогам года объем внутреннего рынка онлайн-торговли в России увеличится на 30%. Ранее он прогнозировал, что объем всего этого рынка по итогам года составит около 2,5 трлн руб. В 2019 году, согласно данным АКИТ, рынок интернет-торговли в РФ вырос на 26,5% – до 2,091 трлн руб. Причем на локальный рынок пришлось 1,5 трлн, на трансграничный – 587,7 млрд руб. Несмотря на такой рост, это по-прежнему капля в море по сравнению с розницей. По итогам 2019 года оборот розничной торговли превысил 33,6 трлн руб.
Тем не менее участники рынка полны оптимизма. Так, по данным «Почты России», количество заказов в интернет-магазинах в мае ежедневно растет на 21%, тогда как месяц назад количество заказов ежедневно сокращалось на 6%. По мнению экспертов, покупатели перестали опасаться и возвращаются к привычному потреблению. Впрочем, замечают эксперты рынка, в текущей ситуации продажи смогли сохранить только лидеры рынка, у остальных же компаний объемы продаж смогут восстановиться до докризисного уровня только ко второму кварталу 2021 года.
По-настоящему взрывной рост участники рынка обещают сегменту экспресс-доставки продуктов питания, который по итогам года увеличится более чем в 40 раз – с 0,7 млрд руб. до 30 млрд руб., прогнозируют в «Infoline-Аналитике». При этом весь рынок онлайн-продаж в сегменте FMCG (товаров широкого потребления) в прошедшем году достиг 40 млрд руб., по итогам 2020 года, как ожидается, он вырастет до 135 млрд руб.
Тем не менее прогнозы о росте интернет-торговли пока остаются просто ожиданиями, которые не подтверждаются социологическими опросами. Низкий интерес населения к онлайн-покупкам может также говорить о низком уровне изоляции россиян. Заметим, даже на сегодняшний день уровень самоизоляции, который рассчитывает компания «Яндекс» на основе пользования приложениями компании, сильно различается от региона к региону. К примеру, в Москве он составляет 1,4, а в Казани – 0,9 балла. Значение ближе к нулю говорит о большом количестве людей на улицах, ближе к 5 – об их отсутствии.
Кроме того, не у всех россиян вообще был стимул заказывать онлайн: многие города либо не вводили пропускную систему, ограничиваясь устными рекомендациями, либо уже отменили пропуска. Если твое передвижение никак не ограничено и никак не контролируется – будет ли стимул заказывать еду в интернете?
«Период самоизоляции в России затянулся – пошел третий месяц. За то время, когда прогулки оказались вне законодательных рекомендаций, поход в магазин за продуктами стал и культурно-массовым мероприятием, и досугом, и нужным хозяйственным процессом. Для того чтобы иметь возможность чаще выходить из дома, люди стали больше посещать магазины у дома. На таком фоне объем заказов еды вполне мог сократиться», – рассуждает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
Еще одна причина, по мнению эксперта, – уменьшение финансовых запасов россиян. «Готовая еда стоит дороже, чем ее приготовление дома. Это же подтверждается и опросами, проведенными ресторанами: большинство россиян во время самоизоляции отказались от заказов готовых блюд, предпочитая готовить самостоятельно», – соглашается первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Выводы социологов, по мнению шеф-аналитика TeleTrade Петра Пушкарева, подтверждают тезис о том, что жители РФ не столько боятся абстрактного для них вируса, сколько потери доходов. «Опрос Высшей школы экономики показал, что 23% склонны считать эпидемию «выдумкой заинтересованных лиц», а еще 9% верят в преувеличенную опасность эпидемии. Почти треть россиян допенсионного возраста не верят в угрозу вируса, причем из них 43% навещают родственников, и почти 3/4 скептиков не считают жесткий режим изоляции необходимым», – замечает Пушкарев.
комментарии(0)