Глава Счетной палаты Алексей Кудрин обнаружил неэффективные налоговые льготы для добывающих компаний. Фото РИА Новости |
Доля льготируемой добычи нефти в 2018 году составила порядка 50%. Прогноз обеспечиваемой налоговыми льготами добычи на 2035 год – 90%. Более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций, а оценка эффективности принимаемых мер до настоящего времени не проводилась, говорится в отчете Счетной палаты о результатах анализа воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ в 2015–2019 годах.
Если в 2016 году от нефтегазового сектора в связи с применением льгот в федеральный бюджет не поступило 0,58 трлн руб., то в 2018 году эта сумма уже составила 1,45 трлн руб. А доля льготируемой добычи выросла с 40% до половины всего объема.
Политику расширения налоговых льгот для нефтяных компаний независимые эксперты считают логичной, правда только в докризисный период. Растущий объем льгот был объясним, поскольку нефтяной сектор был становым хребтом экономики – он обеспечивал большую часть экспортных доходов страны и гарантировал бюджетную стабильность. Старые месторождения уже значительно истощены, а освоения новых требовали больших капитальных вложений, что и служило основанием для выделения налоговых льгот, объясняет директор института стратегического анализа компании «ФБК Грант Торнтон» Игорь Николаев. Кроме того, предполагалось, что глобальный спрос на нефть будет увеличиваться и добываемая на трудных месторождениях нефть обязательно найдет своего потребителя. Даже сегодня правительство исходит из того, что мировой спрос на нефть восстановится и мы вернемся в докризисное прошлое. «Но спрос в посткризисном мире не восстановится. В мире произойдет структурная перестройка экономик, и докризисные объемы углеводородов уже не будут востребованы», – считает Николаев. Изменение мирового спроса поставит под сомнение выделение налоговых льгот нефтяным компаниям, поскольку бюджетное стимулирование добычи трудноизвлекаемой нефти окажется бессмысленным. В политике бюджетной помощи нефтяникам в посткризисных условиях может наступить переломный момент, считают эксперты.
«С одной стороны, предоставление налоговых льгот нефтяным компаниям оправданно, так как это способствует стабилизации отрасли в целом и развитию отдельных проектов. С другой стороны, есть много вопросов к предоставлению таких льгот, так как далеко не все они целесообразны (например, те, которые направлены только на компенсацию расходов компаниям и не связаны с разработкой новых месторождений). Процесс анализа налоговых льгот уже идет, и можно ожидать отмены части из них, но скорее всего не в ближайшее время, так как в условиях низких цен на нефть это может сильно ударить по компаниям. При этом стоило бы разработать общий механизм предоставления, так как адресная помощь – это возможности для чрезмерной поддержки игроков, которые в этом объективно не нуждаются», – считает Никита Рябинин, глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group.
«Среди крупнейших 10 налогоплательщиков РФ за последние пять лет не менее 5–8 были топливно-энергетическими компаниями. Среднее соотношение налоговых платежей к выручке у них составляло около 25–40%, что соответствует общему уровню в РФ в 30% ВВП.
Увеличение доли нефти, добываемой благодаря бюджетным льготам. Источник: Счетная палата РФ |
«Российские нефтедобывающие компании получали налоговые льготы благодаря длинному списку аргументов – от поддержки стратегически важной отрасли до наличия в бюджете свободных денег ввиду его профицита. Сейчас, когда бюджет дефицитен, оснований для налоговых льгот становится меньше», – считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
«Для предоставления налоговых льгот находится масса обоснований – для поддержания рентабельности обводненных месторождений, для освоения труднодоступных, для стимулирования инвестиций в геологоразведку и восполнение ресурсной базы. Минфин идет на это неохотно, но при наличии лоббистских возможностей и умения доказать свою стратегическую важность компаниям удается получить новые льготы», – говорит аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. По его словам, налогообложение отрасли уже похоже на латаное-перелатаное лоскутное одеяло. В Налоговом кодексе описание формул и исключений занимает места больше, чем что-либо другое, а нефтяные компании вынуждены содержать целые департаменты, занятые расчетами.
Альтернативой может быть переход от обложения объемов добычи к обложению финансовых результатов – это тот путь, которым идут многие нефтедобывающие страны. Но в целом пока еще считается, что действующий порядок налогообложения нефтегазовой отрасли проще администрировать – добытую нефть сложнее спрятать от налогов в отличие от полученной выручки.
комментарии(2)
0
dlz 05:42 31.05.2020
Скандал с сухими скважинами Газпрома показал то, что и так всем известно: российские нефтегазовики не умеют находить углеводороды и даже бурить эффективные скважины. Государство фактически упрашивает их заниматься добычей, что бы хоть как то залатать гос.бюджет. Не секрет, что крупнейшие открытия углеводородов последних десятилетий делались усилиями зарубежных партнеров. Но привлечение их в проекты не создает атмосферу доверия. Иностранцам прекрасно известно, на чем воруют их российские коллеги
0
dlz 05:46 31.05.2020
Потому их так боятся российские нефтегазовики. Государству следует шире привлекать иностранцев. Тогда не придется заниматься глупостями наподобие "Силы Сибири -2" c газопроводом через всю страну. У иностранцев Геофизика, Геохимия и технологии бурения развиты совсем на другом уровне. Ничему новому ни в институте Губкина, ни в ВНИИ Газпрома все равно не научат. Конкуренция поднимет добычу на совсем другой уровень. И тогда экономика процесса будет не хуже, чем в Саудовской Аравии.