В российских аэропортах помимо бутиков могут появиться и инфекционные госпитали. Фото РИА Новости
В России могут появиться авиахабы, снабженные помимо обычной инфраструктуры еще и госпиталями и обсерваторами. Такое предложение выдвигают российские сенаторы. Примечательно, но, согласно сообщениям Роспотребнадзора, дефицита в обсерваторах в стране не наблюдается. Если предложения сенаторов будет оплачивать федеральный бюджет – авиаотрасль с радостью примет его, в противном случае финансирование переложат на пассажиров, уверены эксперты.
Совет Федерации (СФ) намерен обратиться в правительство РФ с предложением разработать федеральную программу перераспределения авиапассажиропотока с созданием нескольких авиахабов со специальной инфраструктурой противоэпидемического обеспечения.
«Обратиться в правительство РФ с предложением включить в план мероприятий по реализации Стратегии развития здравоохранения РФ на период до 2025 года мероприятия по модернизации системы здравоохранения с учетом опыта работы в условиях новых вызовов и противодействия распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19», – говорится в перечне мероприятий СФ, которое приводит РИА Новости.
В описываемую сенаторами инфраструктуру, в частности, должны войти дополнительные инфекционные госпитали, обсерваторы, запасы средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств. Очевидно, одна из целей законодателей – перераспределить таким образом авипассажиропотоки.
К слову, на 24 мая в стране в целом было выявлено свыше 344 тыс. заболевших новой коронавирусной инфекцией. Рост за последние сутки составил 8,5 тыс. случаев. Основными очагами по-прежнему остаются Москва и Московская область. На них совокупно приходится около 138 тыс. случаев, причем за последние сутки рост новых заболеваний превысил 3 тыс. случаев.
Концентрация очагов заболевания в столице и Подмосковье в целом неудивительна. Москва остается крупнейшим транспортным узлом России с большим числом транзитных путешественников, следующих через столицу не только для поездок в другие регионы РФ, но и в другие страны. К примеру, за весь 2019 год аэропорты московского авиационного узла, куда входят Шереметьево, Домодедово и Внуково, обслужили свыше 100 млн пассажиров. Для сравнения: петербургский аэропорт Пулково обслужил за истекший год лишь 19 млн пассажиров.
На сегодняшний день в РФ действует постановление Роспотребнадзора, по которому все вернувшиеся из-за границы и не проживающие в Москве и Московской области граждане должны на 14 дней отправляться в обсерваторы, то есть в специальные немедицинские учреждения для временной изоляции людей. Особенно подчеркивается, что обсерваторы должны располагаться на удалении от крупных городов. Сенаторы же предлагают разворачивать их прямо в аэропортах, в непосредственном скоплении миллионов людей.
Кроме того, такие учреждения должны разворачиваться на базе мест, которые позволяют соблюдать режим изоляции, обрабатывать стоки (чтобы не допустить загрязнения водоемов) и обеспечивать круглосуточную охрану территории. Под эти требования подходят санатории, базы отдыха, детские лагеря, туристические базы и профилактории.
При этом дефицита в обсерваторах, судя по сообщениям Роспотребнадзора, в России не наблюдается. В ведомстве сообщают: на момент 23 мая в субъектах РФ предусмотрено 538 обсерваторов на 52 тыс. мест, из них развернуто 326 обсерваторов на 36,3 тыс. мест, где размещено 15,7 тыс. человек. То есть занято меньше половины выделенных мощностей. К слову, в подмосковных обсерваторах за последние полтора месяца побывало менее 1,5 тыс. россиян. Всего же работало в области пять мест изоляции граждан, переделанных из пансионатов, санаториев и даже частных гостиниц. Подмосковные власти также обещали развернуть дополнительное число мест в случае появления такой необходимости.
Справедливости ради следует заметить, что часть регионов вводит обязательную двухнедельную обсервацию для россиян, прибывающих в субъекты РФ из Москвы и Санкт-Петербурга. Однако Роспотребнадзор уверяет нас, что нехватки в местах изоляции граждан нет.
Нельзя также исключать, что отдельным пансионатам содержание граждан в обсервации может быть даже выгодно, ведь обходится куда дороже простой санаторной путевки, а расходы на их содержание покрывают региональные бюджеты. Так, СМИ Свердловской области обращали внимание, что местный Минздрав потратил из регионального бюджета за размещение 637 человек 45,5 млн руб. Особенно подчеркивается, что стоимость проживания в муниципальном санатории обходится бюджету в 1,9 тыс. руб., тогда как в частном – 10 тыс. руб. в сутки на постояльца. При этом коммерческие цены некоторых отелей и пансионатов, если бы постояльцы заехали туда в «мирное время», были бы в разы ниже, сообщают СМИ.
Стоимость содержания в обсерваторе сильно разнится от региона к региону. К примеру, в Саратовской области содержание одного постояльца обходится дороже 5 тыс. руб. в сутки, а в Сочи – около 1,6 тыс. руб. В Башкирии на содержание 84 человек в обсерваторе в месяц будут тратить свыше 15 млн руб.
Несмотря на внушительные суммы расходов, число жалоб на плохое содержание в обсерваторах РФ растет. В частности, такие недовольства поступали из обсерваторов Сочи. А вице-премьер Юрий Трутнев обещал разобраться с жалобами на плохие условия содержания в хабаровском обсерваторе.
Предложение сенаторов о создании авиахабов с госпиталями и обсерваторами в целом полезное, рассуждают эксперты «НГ». «Нет никакой гарантии, что обсерваторы при авиаузлах России не понадобятся в дальнейшем. ВОЗ предупреждает о возможности возникновения второй и третьей волн коронавируса, российские эпидемиологи говорят, что вторая волна эпидемии может произойти в РФ осенью. Поэтому предложение создания авиахабов с обсерваторами становится одной из составляющих для создания в нашей стране полноценной системы борьбы с эпидемиями», – считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Перспективы такого предложения туманны, если учесть, что пока 75% самолетов стоят на земле, говорит глава офиса компании KRK Group Никита Рябинин. «Мы не увидим V-образного сценария с восстановлением спроса после выхода из карантина. В этом ключе возникает вопрос, насколько будут загружены текущие авиахабы», – задается вопросом он.
Хабы создают авиакомпании, формирующие маршрутную сеть, напоминает исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «Большие аэровокзальные комплексы, инфекционные госпиталя и обсерваторы не превращают тот или иной аэропорт в хаб. Потоки пассажиров исторически формируются, исходя из других факторов, к числу которых защищенность от распространения инфекций не относится», – говорит он.
В то же время, если соответствующие объекты будут финансироваться в рамках Стратегии развития здравоохранения и из средств федерального бюджета, авиаторы будут только приветствовать такое решение, полагает эксперт. «Авиатранспортная отрасль весьма чувствительна к подобным событиям, и противодействие распространению инфекций поможет минимизировать негативное влияние эпидемий в будущем», – замечает Пантелеев, подчеркивая, что аэропорты нельзя нагружать функциями системы здравоохранения. «Если заставлять операторов аэропортов строить больницы и обсерваторы, платить за это придется пассажирам», – резюмирует он.
комментарии(0)