Труд на дому должен регламентироваться особо, считают работодатели. Фото PhotoXPress.ru
В стране более трети из тех, кто сохранил работу, перешли на удаленный режим. Ситуация различается в зависимости от статуса и уровня образования, сообщает Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным портала SuperJob.ru, работодатели призывают четче прописать в законодательстве условия труда надомников и переложить налоговое бремя с компаний на сотрудников. В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) подтвердили «НГ», что неурегулированность вопроса с временной удаленной работой создает проблемы – например, появляются чрезмерные требования к работникам.
В условиях пандемии около 36% российских работников полностью или частично перешли на удаленный режим. Еще 4% работников и до пандемии трудились дистанционно.
Около 60% продолжили трудиться в офисе или на предприятиях. Такие результаты получил ВЦИОМ по итогам опроса 1600 граждан, из которых на момент обследования трудились лишь 45% респондентов (результаты по форматам занятости высчитывались от числа работающих).
Ситуация существенно различается в зависимости от категорий трудящихся. Так, среди неквалицифированных и квалифицированных рабочих на удаленный режим перешли около 8–9%. А подавляющее большинство из тех, кто сейчас трудится (почти 90%), продолжили работать на предприятиях.
Среди служащих без высшего образования, к которым исследователи относят секретарей, делопроизводителей, лаборантов и т.п., на удаленную занятость перешел примерно каждый пятый, но большинство все равно остались в офисе – около 80% работников.
Наконец, среди специалистов с высшим образованием как в коммерческом, так и бюджетном секторах от 60 до 70% работников смогли перейти на дистанционный формат; от 30 до 40% остались трудиться непосредственно на рабочих местах.
Российские работодатели высказались о необходимости скорректировать трудовое законодательство с учетом пандемии и перевода части сотрудников на дистанционный режим.
Так, по мнению нанимателей, «необходимо конкретизировать режимы рабочего времени надомников, порядок заключения и расторжения трудовых договоров, регламентировать методы контроля, закрепить способы перехода на дистанционную занятость». Об этом сообщили специалисты портала SuperJob.ru по итогам опроса, проведенного в апреле-мае среди 500 менеджеров по персоналу и представителей кадровых служб.
Наниматели требуют пояснить формулировку «оплачиваемые нерабочие дни». Также они «настаивают на необходимости упрощения процедуры увольнения за прогулы и в связи с утратой доверия», хотят получить больше оснований для заключения срочного договора. Наконец, «некоторые работодатели предлагают переложить бремя уплаты налогов с заработной платы с компании на сотрудников», добавили исследователи.
О необходимости совершенствования законодательства ранее высказывались и в правительстве. «Отсутствие регламентации режима работы, времени отдыха ведет к рискам, связанным с охраной труда», – пояснял глава Минтруда Антон Котяков.
Хотя, как считает основатель сервиса SuperJob.ru Алексей Захаров, оперативно никаких кардинальных изменений в Трудовой кодекс все же вноситься не будет: «Он вполне позволяет решать все вопросы». «В Трудовом кодексе есть глава, которая устанавливает особенности регулирования труда дистанционных работников», – обратил внимание партнер юридической группы Novator Александр Катков.
Как сообщили «НГ» в правовом департаменте ФНПР, действительно, в Трудовом кодексе уже описаны особенности регулирования труда дистанционных работников. И в законодательстве «предусмотрено, что режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника в общем случае устанавливается им по своему усмотрению».
Однако следует уточнить: по законодательству дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе. Дистанционная работа – это выполнение определенной договором функции вне места нахождения работодателя при условии использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
Иное дело – условия труда временно «удаленных» сотрудников, которые по договору должны присутствовать на рабочем месте, но теперь в целях безопасности переведены на дом. В этом случае действительно возникают вопросы, признают в ФНПР.
«Из-за неурегулированности подобного режима работы трудности могут быть самыми разными. Чаще всего имеют место необоснованные требования работодателей о нахождении работников на «удаленной» связи круглосуточно, хотя положения о продолжительности ежедневной работы (смены) никто не отменял», – сообщили в организации. Так что ФНПР предлагает внести дополнительную статью в Трудовой кодекс, регулирующую временную дистанционную работу.
«Конечно, в ситуации с удаленной работой измерить количество переработок трудно. Но очевидно, что они есть. Трудность измерения заключается в том, что сотрудник может работать вечером, а допустим, днем больше заниматься детьми или домашними делами, – пояснила управляющий партнер юридической компании «Зарцын и партнеры» Людмила Харитонова. – Переработки обычно вызваны сложностью перестройки графика».
«Удаленная работа может создать иные критерии оценки, где будет учитываться результат и эффективность, то есть работа с заданной производительностью, а не оплата за пустую трату времени сотрудником», – считает председатель комитета развития правовых услуг «Деловой России» Екатерина Авдеева.
В условиях кризиса наиболее острым становится вопрос производительности труда: нужно создавать механизмы, которые помогут избежать имитации эффективности. «Работник, осознавая, что будет оцениваться именно результат, сразу или со временем сам будет стремиться повысить свою эффективность, либо он признает, что не соответствует должности», – уточнила Авдеева.
В то же время, как считает президент некоммерческой организации «Право на защиту» Андрей Тютюнин, «проблема переработок в условиях дистанционной занятости распространена ровно настолько, насколько при обычной работе».
«В связи с пандемией коронавируса большинство сотрудников перешло на удаленный режим работы неожиданно, заранее не подготовившись. Поэтому многие столкнулись с различными организационными трудностями», – пояснил член генерального совета «Деловой России» Вадим Филатов. По его словам, при переходе на удаленную работу работодатель обязан заключить с сотрудником дополнительное соглашение, в котором будут оговорены все условия графика, места работы и другие детали.
Между тем, как говорит исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко, сторонам трудовых отношений необходимо больше свободы, чтобы они максимально просто и гибко могли согласовывать изменения труда. Законодательство, по его словам, «должно не исключать, а наоборот, сразу предусматривать законность и действительность дистанционной коммуникации»: «Все должны быть избавлены от излишнего бумажного документооборота».
«Безусловно, изменения в Трудовой кодекс нужны. Крайне важно внедрить механизмы контроля со стороны работодателя, разрешить возможность подписания документов в рамках трудовых отношений с использованием простой электронной подписи, устранить документы, которые давно устарели: например, журнал движения трудовых книжек», – отметила Людмила Харитонова.
При этом доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Руслан Аллалыев предупреждает: «Есть опасение, что трудовые отношения в дистанционном формате вскоре полностью перейдут в рамки гражданского права и с новыми сотрудниками будут заключать договоры подряда или оказания услуг, в которых рабочее время не регламентировано, а ответственность работодателя – минимальная».
комментарии(0)