Глава Минэкономразвития Максим Решетников следит за влиянием курса рубля на цены. Фото РИА Новости
Вслед за пандемией и остановкой экономики страны мира столкнулись с новой проблемой – дефляцией. В США и Китае второй месяц подряд падают цены на товары и услуги. Это может показаться благом только на первый взгляд, на самом же деле «дефляционная спираль» – страшный сон экономистов. Повторится ли такой сценарий в России? В некоторых случаях уже сейчас есть признаки локальной дефляции, например на рынке аренды жилья. Однако эксперты в основном ожидают нового скачка цен из-за большой импортной составляющей. Цены могут подскочить даже на те товары, которые сейчас трудно назвать очень востребованными.
И в США, и в Китае потребительские цены падают второй месяц подряд. В апреле и в той, и в другой стране цены сократились в месячном выражении почти на 1%. «В ближайшие годы дефляция может стать постоянным спутником экономики, что в итоге уведет доходность госдолга США в отрицательную область, как мы уже видели это в Европе и Японии», – прокомментировал данные американской статистики в своем Telegram-канале директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. Мощная дефляция в марте и апреле в Китае – «яркое свидетельство проблем с потребительским спросом в ранней фазе восстановления экономики после карантина». «Это, по-видимому, будет общей тенденцией для многих стран», – считает Тремасов.
В России говорить о падении цен на все товары и услуги пока не приходится. Сейчас можно наблюдать примеры лишь локальной дефляции на отдельных рынках – к примеру, на рынке аренды городского жилья. В среднем по крупнейшим городам ставка аренды за апрель снизилась почти на 5%, сообщили ранее специалисты аналитического центра ЦИАН (см. «НГ» от 04.05.20). Причем, как уточняли эксперты федерального портала «Мир квартир», эта тенденция касается всех регионов, а не только двух столиц: там, где есть проблемы с официальной занятостью, цены на аренду упали еще больше – на 10–20%.
Также можно было бы ожидать, что из-за отсутствия спроса будут дешеветь различные услуги и товары не первой необходимости. Возможно даже, что и продуктовые цены получат «повод» для снижения. Минсельхоз США прогнозирует, что Россия сможет собрать один из крупнейших за последние пять лет урожаев пшеницы – около 77 млн т. Казалось бы, это должно стать стимулом снижения цен на внутреннем рынке. Между тем российские аналитики, наоборот, предупреждают о погодных угрозах для урожая в южных регионах.
В итоге не все опрошенные «НГ» эксперты верят в сценарий наступления в России дефляции. «Если посмотреть на структуру расходов, то понятно, что снижать стоимость услуг ЖКХ никто не будет. Понятно, что каких-то больших скидок у производителей продовольствия тоже не будет. Для фруктов и овощей еще не сезон. Если бы время ограничений попало на пик предложения, тогда, наверное, скидки бы дали – чтобы избавиться от скоропортящейся продукции. К моменту сбора урожая ограничения в том или ином виде снимут, поэтому этот фактор вряд ли себя сильно проявит», – пояснил доцент Российской академии народного хозяйства и госслужбы Сергей Хестанов.
Динамика рубля скорее всего не позволит заметно подешеветь автомобилям или дорогой бытовой технике, добавил он. «Рубль перед этим сильно ослабевал, пока курсовые колебания не до конца заложены в цены, но скорее всего это будет учтено и подавит дефляционное давление», – сказал Хестанов.
«Для наступления дефляции нам нужно производить большинство потребительских товаров внутри страны. До тех пор пока мы импортируем их или необходимые для их производства компоненты, на ценах будут сказываться валютные колебания», – ожидает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Все эпизоды крохотной дефляции, которые имели место в отдельные месяцы прошлых лет, будут сметены будущими девальвациями. Дефляция на 0,1% в месяц и девальвация отечественной валюты на 100% не сопоставимы по силе влияния на цены», – пояснил эксперт.
«Складывающаяся сейчас в экономике ситуация не оставляет властям выбора в части дополнительной эмиссии денежных средств, – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Именно этот фактор и не позволит уйти ценам слишком далеко вниз».
«С одной стороны, мы ожидаем, что дезинфляционное давление со стороны сокращенного потребительского спроса будет весьма существенным, – отметил главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. – С другой стороны, в пользу роста потребительских цен продолжат выступать такие факторы, как ослабление рубля, проинфляционные процессы в ценах продовольственных товаров». Эти факторы будут взаимно балансироваться, что, по его мнению, не позволяет говорить о формировании устойчивых дефляционных трендов в РФ.
«Дефляционные опасения остаются лишь ожиданием, тогда как текущий инфляционный тренд указывает на большую степень неопределенности вокруг траектории цен», – сообщили в своем обзоре российской ситуации аналитики Альфа-банка.
«Как сообщил Росстат, потребительские цены выросли на 0,8% в месячном выражении в апреле, в результате чего годовая инфляция составила 3,1%. Инфляция превышает наши ожидания второй месяц подряд, и более быстрый в сравнении с ожиданиями рост цен главным образом вызван продовольственной инфляцией, – сообщили в Альфа-банке. – Рост цен на продукты питания ускорился до 1,7% в месячном выражении в апреле против роста на 1% в марте, а годовой рост цен в этом сегменте в апреле подскочил до 3,5%». Вполне возможно, что спрос сместился в пользу продовольственных товаров из-за длительного карантина; кроме того, вполне возможно, что карантин осложняет корректное измерение статистики цен, уточнили аналитики.
По оценке Минэкономразвития (МЭР), ускорение инфляции было связано преимущественно «со скачком валютного курса в марте». «В настоящее время курс национальной валюты стабилизировался, давление с его стороны на инфляцию снижается», – уверили в ведомстве Максима Решетникова. «В условиях действия карантинных мер на инфляцию оказывали влияние ограничения как со стороны спроса (режим самоизоляции населения), так и со стороны предложения (приостановка производства ряда товаров, не относящихся к продукции первой необходимости, и работы организаций сферы потребительских услуг)», – пояснили в МЭР.
Об особом российском пути можно судить, например, по реакции автопроизводителей на кризис. Как сообщил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), апрель ознаменовался в России сокращением продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 72,4% в годовом выражении. Как пояснили в АЕБ, черный апрель 2020 года нанес сильнейший удар по ликвидности дилеров, а в среднесрочной перспективе – даже по их устойчивости. Эксперты назвали это «историческим крахом». И одновременно с этим в прессе появилась информация, что, например, АвтоВАЗ в этом году уже несколько раз поднимал цены практически на все свои автомобили.
Хотя эксперты признают, что в отдельных случаях действительно возможны дефляционные вкрапления. «В текущих кризисных условиях мы, вероятно, будем наблюдать дефляцию цен производителей. Также «локальная» дефляция возможна в секторе услуг, где цены могут понижаться с целью восстановления клиентского спроса. Аналогичные процессы могут наблюдаться на рынке недвижимости, где снижение цен в этом году может превысить уровень в 10–15%», – перечислил Покатович.
Единственный сектор, где в принципе можно ждать медленного падения цен, – недвижимость, соглашается Хестанов: «Коррекция цен на этом рынке неизбежна, потому что в большинстве регионов России стоимость недвижимости относительно доходов россиян завышена». «Весьма вероятно, что с некоторым временным лагом мы увидим умеренное снижение цен на жилую и коммерческую недвижимость», – признал Коренев.
При этом, как пояснил профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Константин Ордов, несмотря на то что обычно общественность опасается роста цен, дефляцию тоже нельзя назвать однозначным благом. «Дефляционная спираль – самый страшный сон любого экономиста. Дефляция – очень разрушительный процесс для экономики: производители оказываются демотивированы, а потребители в большинстве своем не имеют достаточных доходов для потребления», – отметил он. Падение экономики и спроса влечет за собой снижение цен, которое провоцирует новый виток затухания экономической активности, при этом из-за снижения издержек производителями работники сталкиваются с очередным сокращением доходов, и восстановления спроса не происходит.
комментарии(0)