Полупустыми аэропорты могут простоять еще несколько лет. Фото агентства «Москва»
Российские власти продолжают настаивать на необходимости введения все новых программ помощи населению и отраслям, но деньги пострадавшим от коронавируса людям и экономике застревают где-то по вине бюрократии. В среду опять обсуждали авиацию, пассажироперевозки в которой упали почти на 90%. Предлагались новые меры, но обговоренные ранее миллиарды рублей ни авиакомпании, ни аэропорты пока не получают.
Президент Владимир Путин поручил в среду запустить новую программу поддержки лизинга российских самолетов, которая позволит за два года обеспечить выпуск 59 новых гражданских самолетов. Кроме того, на совещании по поддержке авиаотрасли он предложил также выделить субсидии для снижения стоимости летного часа российских самолетов.
Загрузку авиазаводов заказами и повышение спроса на отечественные самолеты Путин назвал принципиальными задачами, так как это даст стимул для создания рабочих мест, модернизации производств и освоения новых моделей воздушных судов.
Может быть расширена программа поддержки региональных авиаперевозок, которые не задействуют московский авиаузел и на которые только из федерального бюджета выделяется 8 млрд руб., однако объем заявок на субсидии гораздо больше, отметил президент. По его словам, в приоритете должны быть маршруты, где используются российские самолеты.
Для поддержки авиаотрасли президент предложил также перенести на более ранний срок госзакупки авиатехники, запланированные в нацпроектах и госпрограммах. Речь идет в том числе о 66 вертолетах в рамках программы развития санитарной авиации.
Путин 7 мая уже проводил совещание по поддержке транспортной сферы и уже тогда отмечал, что авиаотрасль оказалась в сложной ситуации. Росавиация во вторник сообщила, что пассажиропоток российских авиакомпаний в апреле 2020 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 91,8%, в январе–апреле – на 29,5%. Правительство РФ по предложению Путина в прошлый четверг приняло проект постановления о предоставлении российским авиакомпаниям субсидий в размере 23,4 млрд руб. Однако до сих пор авиакомпании не получили помощь, потому что непонятен принцип ее распределения.
Неофициально озвучены две версии механизма (критериев) распределения этой помощи: по некоторым данным, правительство предлагало выделять субсидии в расчете 365 руб. за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце 2020 года по сравнению с аналогичным месяцем 2019-го. Этот подход не нравится авиакомпаниям, которые предлагают делить помощь, исходя из размера официального фонда оплаты труда (ФОТ): какова доля ФОТ в сумме ФОТов всех авиакомпаний, такова и доля от 23 млрд руб.
Очевидно, впрочем, что эти деньги не решат всех проблем перевозчиков и аэропортов. Они могут подать заявку на кредиты по льготной ставке (6% компенсируются государством). По оценкам аналитиков «ВТБ Капитал», денежные расходы российских авиакомпаний составляют в общей сложности около 20 млрд руб. в месяц, исходя из чего сумма госгарантий для всей отрасли достигает 115 млрд руб. в год, то есть в теории объем господдержки может равняться 140 млрд руб.
Большая часть этих средств наверняка потребуется отрасли, которая не скоро оправится от вирусного удара. Глава Росавиации Александр Нерадько заявлял, что общие убытки российских авиакомпаний в случае приостановки полетов до конца года могут превысить 100 млрд руб. А по мнению экспертов консалтинговой компании Bain & Company, российские авиакомпании в случае закрытия всех международных направлений могут потерять 360 млрд руб. выручки еще до осени.
В среду, впрочем, в России проявились первые ласточки снятия жестких общестрановых ограничений. Лоукостер «Победа» сообщил, что начнет поэтапное восстановление программы внутренних полетов с 1 июня в связи с началом отмены ограничительных противовирусных мер. Продажа билетов будет осуществляться с 14 мая по 73 российским направлениям. При этом средний тариф будет почти в три раза ниже, чем летом 2019 года.
За рубежом также видно оживление авиакомпаний, которое сопровождается новыми мерами контроля здоровья пассажиров. С 14 мая возобновляет полеты в Нидерланды иранская Iran Air. С 1 июня полеты в Амстердам и еще около 20 зарубежных городов (но не российских) начнет крупнейший авиаперевозчик Южной Кореи Korean Air. В авиакомпании подчеркнули, что этот шаг направлен на подготовку к увеличению спроса на полеты после того, как страны ослабят свои ограничения на въезд, введенные из-за коронавируса.
Авиакомпании и аэропорты просят пассажиров использовать защитные средства, однако в США, например, как сообщила телекомпания CNN в среду, ведущие авиакомпании не планируют принуждать пассажиров носить медицинские маски в полете и будут делать упор на их чувство ответственности.
При этом, в частности, в аэропорту Австрии пассажиры должны либо предъявить полученную не более четырех дней назад медицинскую справку об отсутствии коронавируса, или отправиться на обязательную 14-дневную самоизоляцию. Еще вариант – заранее записаться на платный экспресс-тест, который можно пройти в аэропорту по прилете.
Понятно, что подобные меры (а они применяются в аэропортах многих стран) отпугивают потенциальных пассажиров, спрос на перелеты ограничивается и сохраняющимися ограничениями по международному туризму. Четкого понимания, когда может возобновиться международное авиасообщение, нет ни у кого, заявил недавно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Вместе с тем оценки восстановления отрасли на докризисные уровни довольно пессимистичные. Спрос на авиаперелеты может вернуться к докризисному уровню 2019 года лишь к 2023 году, считают в бельгийской авиакомпании Brussels Airlines, принадлежащей немецкой Lufthansa. По их мнению, спрос на авиапутешествия в 2021 году будет на 25% ниже, чем до кризиса. Медленного восстановления глобальной авиаотрасли ожидает и главный исполнительный директор Boeing Дэвид Кэлхун. Он также предполагает возвращение объемов авиаперелетов к уровню 2019 года в течение двух-трех лет. Глава Boeing рассказал, что выручка мировых авиакомпаний в 2020 году может упасть на 314 млрд долл. По его словам, в США сейчас простаивает более 2,8 тыс. самолетов, а спрос на авиапутешествия упал на 95% по сравнению с прошлым годом. К концу 2020 года американские авиакомпании смогут довести объем пассажирских перевозок от силы до 50% от уровня, который предшествовал пандемии, заявил Кэлхун.
комментарии(0)