Фото с сайта ПАО «Газпром» / gazprom.ru
Трехмесячный поход «Академика Черского», единственного российского судна, которое может достроить «Северный поток-2» (СП-2), благополучно завершился в водах Балтийского моря. Переход из дальневосточной Находки в немецкий Мукран вполне достоин войти в анналы судоходства, а, возможно, станет сюжетом детективной литературы.
Не менее захватывает и весь сюжет, связанный со строительством СП-2 после того, как администрация США ввела санкции против всех его участников. «Академик Черский» в сопровождении судов ВМФ РФ галсом добрался до Германии. Возможно, его уже адаптировали к работе с трубами того диаметра, которые используются при строительстве СП-2, а, возможно, и нет, точная информация не предоставляется, экспертам остается только гадать.
«Черский», возможно, только отвлекающий маневр. В опубликованном на прошлой неделе отчете «Газпром» написал, что «ведется работа по различным вариантам завершения строительства газопровода и его ввода в эксплуатацию». Какие это варианты – официально тоже не сообщается.
При этом эффективность СП-2 поставлена под удар, так как Берлин может подчинить «Северный поток-2» газовой директиве Евросоюза, отклонив заявку на освобождение строительства проекта трубопровода «Северный поток—2» от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. То есть «Газпром» сможет использовать только 50% мощностей трубопровода, когда и если достроит его.
В связи с чем возникает сюжет по строительству заведомо избыточных мощностей: если «Газпром» планировал поставлять по СП-2 55 млрд куб.м. газа, а ему будет разрешено использовать трубу только на 50%, логично предположить строительство еще одной трубы такой же мощности. В этом случае вдвоем они при ополовиненной загрузке дадут искомый объем поставок.
Еще вариант – строительство нового, третьего потока, «СП-3», который пока санкциями не затронут. В пользу этой версии говорит тот факт, что проектная мощность газопровода «Грязовец – КС Славянская», предназначенного в том числе для подачи газа в «Северный поток 2«, в марте была увеличена до 82,4 млрд куб.м. газа с прежних 55 млрд. Словом, кругом – сплошной детектив и шпионские страсти.
Принадлежащее «Газпром флоту» краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский» вышло из российского дальневосточного порта Находка в начале февраля. Именно оно оказалось единственным, которое теоретически может закончить строительство «Северного потока-2» после того как с него ушли иностранные подрядчики, испугавшиеся объявленных в конце 2019 года Соединенными Штатами санкций (швейцарская Allseas практически сразу заявила о приостановке строительства, и увела свои трубоукладчики с трассы, хотя американский закон предполагал, что сделать это можно спустя месяц).
Возможно именно угроза ареста самого «Черского» из-за санкций, введенных против судов-трубоукладчиков, и заставила его выбрать не самый короткий маршрут, петлять на трассе, указывая ложные цели своего передвижения. Более того, аналитики полагают, что его сопровождали суда военно-морского флота России.
В Европу, в Балтийское море «Черский» мог бы, опять же теоретически, пройти по самому короткому пути, сразу на запад, по трассе Северного морского пути. Но, как пелось в знаменитой кинокомедии, «умные герои всегда идут в обход». «Черский» пошел на юго-восток, указав первым пунктом назначения «Сингапур». Но туда он не дошел, изменил курс и пошел в порт столицы Шри-Ланки Коломбо, куда... снова не дошел. Здесь судно вообще на три дня отключало систему AIS, а когда включило, то снова изменило курс и якобы направилось к египетскому порту Суэц. Но через Суэцкий канал «Черский» тоже не пошел (эксперты пишут, что там могла быть организована провокация, кроме того в этом случае ему пришлось бы еще идти через все Средиземное море, нашпигованное военными базами западных стран, а потом узким Гибралтарским проливом). В итоге «Черский», еще не раз сменив показания своего направления, обогнул южную оконечность Африки.
На подходе к Европе российский трубоукладчик продолжил конспирироваться: то указывал пунктом назначения Лас-Пальмас на Канарских островах, то вдруг сделал вид, что опять идет к Суэцкому каналу. То назвал шотландский Абердин, потом, уже как бы в издевку – Находку. Только 3 мая судно действительно пришло туда, куда обозначило – Калининград.
Огромный транспортный крюк и «игру» с маршрутом «Черского» аналитики объясняют возможным препятствованием со стороны США и их партнеров. Мол, если бы «Академик Черский» играл в открытую и изначально декларировал конечную точку маршрута, он мог быть остановлен под каким-то надуманным предлогом. Отказ от прохода по практически «домашнему» Севморпути объясняют тем, что если идти через арктические широты, то там норвежцы, как члены НАТО, могли бы арестовать судно с командой. На самом деле, на наш взгляд, это, скорее. связано с тем, что в феврале в Арктике трасса закрыта льдами, непроходимыми для «Черского», и даже в сопровождении ледокола он мог бы получить серьезные повреждения, которые отодвинули бы строительство СП-2 на непредсказуемое время, если не навсегда.
Блогеры и СМИ отмечают, что на протяжении почти всего маршрута в 30 тыс. км «Черского» сопровождали боевые корабли ВМФ России. Судя по всему, они не шли конвоем, но были, как говорится, в зоне доступности. В зоне от Находки до Шри-Ланки «Черского» страховал большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов», до Кейптауна – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый», потом эстафету приняли суда Северного, а затем и Балтийского флота.
В российских водах «Черский» простоял почти пять дней. Аналитики полагают, что связано это с подвозом необходимого оборудования и прибытием специалистов, которые адаптируют судно для работы по укладке труб СП-2, диаметр которых гораздо больше, чем те, с которыми «Черский» работал раньше. Однако одна из версий гласит, что «Черский» мог втайне провести переоборудование еще где-то на трассе, например, в Сингапуре.
«Газпром» купил это судно в 2015 году, чтобы быть независимым от зарубежных подрядчиков и санкционных рисков при строительстве своих новых экспортных газопроводов. Корабль пришел в Россию в 2017 году и с тех пор проходил модернизацию и дооснащение на Находкинском судоремонтном заводе. «Черский» был впервые использован летом 2019 года на месторождениях в Охотском море на северо-восточном шельфе Сахалина.
Министр энергетики России Александр Новак в декабре 2019 года заявлял, что использование «Черского» – это один из вариантов достройки «Северного потока – 2«, но потребуется некоторое время на дополнительную подготовку судна. А глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявлял, что у России вообще нет подходящих судов-трубоукладчиков, а на постройку собственного потребуется до 6 лет.
7 мая 2020 «Черский» опять взял курс на запад. Хотя было очевидно, что оно может идти или к югу от датского острова Борнхольм, где корабли Allseas бросили класть трубу, или в немецкий Мукран, где расположен логистический центр строительства, «Черский» опять подстраховался и сначала назвал портом захода Лауффен в центральной части Германии. На самом деле он уже с вечера 8 мая «паркуется» в немецком порту Засниц недалеко от Мукрана, где хранятся трубы, необходимые для завершения строительства. Там же стоит российская самоходная трубоукладочная баржа «Фортуна», которая тоже может быть задействована в процессе укладки труб, но только в более мелких водах («Черскому» предстоит уложить около 50-70 км на глубоководном участке в водах Дании).
Как отмечал президент Владимир Путин, Россия способна завершить строительство газопровода без привлечения иностранных партнеров. По его словам, «Северный поток – 2»заработает до конца 2020 года или в первом квартале следующего. Глава «Газпрома» Алексей Миллер также заявлял, что у компании есть все средства, чтобы самостоятельно реализовать проект.
Напомним, что СП-2 состоит из двух ниток газопровода протяженностью 2,5 тыс км (по двум ниткам), его строительство завершено на 93% – на дно Балтийского моря уложено 2,3 тыс км по обеим ниткам, построить осталось 160 км.
Пропускная мощность СП-2 составляет 55 млрд куб. м газа в год, он наряду с СП-1 сможет напрямую, без транзита по территории каких-либо стран обеспечить прямые поставки газа в Германию по дну Балтийского моря.
В ФРГ ждут этот газ. Перспективы реализации проекта «Северный поток – 2»выглядят обнадеживающими, заявил посол ФРГ в Москве Геза Андреас фон Гайр. «Германия в лице своего федерального правительства убеждена в важности реализации этого проекта, который в долгосрочной перспективе будет способствовать укреплению энергетической безопасности нашей страны и других европейских государств», – подчеркнул дипломат.
Вместе с тем, в начале мая немецкая газета Handelsblatt сообщила, что Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) планирует отклонить заявку на освобождение строительства проекта трубопровода «Северный поток—2» от требований обновленной газовой директивы Европейского союза. В случае с «Северным потоком-2» это означает, что после завершения строительства трубы «Газпром» сможет использовать только 50% мощностей газопровода, а остальные нужно будет передать в управление специальному газотранспортному оператору, не зависимому от поставщика.
«Самый очевидный вариант развития событий – достройка «Северного потока 2» с помощью «Академика Черского» с учетом его уже проведенного либо дополнительно требующегося переоборудования, – сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Вариант с использованием не столь совершенного судна «Фортуна» с применением буксиров менее вероятен. Сценарии подключения к работе зарубежных компаний пока являются сугубо гипотетическими и возможными разве что либо в случае глубокой конспирации, либо в случае достижения политических договоренностей с США о снижении санкционного давления».
Варианты строительства новых ниток СП-2 пока тоже являются сугубо гипотетическими, считает эксперт. «Более разумными выглядят меры по решению вопросов полной загрузки уже имеющихся потоков. Хотя полностью исключать условный СП-3 на горизонте долгосрочной перспективе нельзя», – говорит Митрахович.
По его словам, с учетом вероятного резкого сокращения либо прекращения транзита через Украину после 2024 года, а также с учетом непростых отношений РФ с Белоруссией и Польшей (с соответствующими рисками для поставок газа через трубопровод «Ямал – Европа»), наличие морских труб в Европу более чем оправдано. «Наличие труб, в большей или меньшей степени, но подконтрольных «Газпрому», облегчает достижение победы в ценовой войне. Транспорт по трубам дешевле поставок СПГ, у «Газпрома» будут возможности непосредственно определять тарифы или аммортизационные отчислений для работы «потоков», – говорит Митрахович.
Возможности установки тарифов или отчислений на морские «потоки» могут быть ограничены в силу использования разных политико-правовых форматов вывода СП-2 из-под обновленной Газовой директивы ЕС, полагает эксперт. «Возможны варианты создания совместной компании по управлению СП-2 либо его конечным участком, варианты с аукционами на бронирование мощности, которые будет проводить как раз эта компания-оператор, варианты с виртуальным хабом в балтийском море, варианты с продажей газа покупателям на входе в СП-2 еще на российской территории, и т.п. Германия в СП-2 заинтересована, с учетом ее интересов и позиций в институтах ЕС тот или иной вариант решения проблемы полной либо почти полной загрузки СП-2 в итоге будет реализован», – говорит эксперт.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов называет в качестве одного из вариантов достройку с участием внешних подрядчиков, но так как до сих пор никого не привлекли, то, по его мнению, вариант с «Академиком Черским» является основным. Правосудов не видит проблем с будущей загрузкой СП-2. «На первом этапе трубопровод все равно загружается постепенно, а с учетом возможностей транзита через Украину понятно, что на полную мощность СП-2 будут выводить без спешки», – говорит Правосудов.
По его мнению, с учетом того, что российское законодательство разрешает экспортные поставки газа только через «Газпром», для обхода требований обновленной газовой директивы ЕС может быть использована продажа трубопровода партнерам, с тем, чтобы «Газпром» не владел контрольным пакетом. При этом речь вряд ли может идти о каких-то подставных российских компаниях, ведь стоимость проекта составляет миллиарды евро. Что касается расширения подводящих мощностей, Правосудов не исключает, что они могут понадобиться как для строительства «СП-3», так и для переработки в сжиженный природный газ (СПГ).
комментарии(0)