Иллюстрация Pixabay.com
В 2020 году падение реальных доходов населения может составить от 8 до 12%, а во втором квартале они могут понизиться почти на 20%. Принятые меры правительства смягчают этот спад только на 2,2 процентных пункта (п.п.), без помощи остаются миллионы. Исправить ситуацию могли бы меры, которые правительство планирует включить в так называемый «третий пакет» помощи. Но в пятницу стало известно, что из новых мер пока обсуждается раздача многодетным семьям медицинских масок, продуктовых наборов и электронных планшетов, с помощью которых удобнее получать цифровые пропуска.
Во втором квартале 2020 года падение РРД может составить около 20%, а принятые меры правительства смягчат этот спад только на 2,2 п.п., говорится в КГБ. «По нашим оценкам, без принятия антикризисных мер реальные располагаемые доходы населения могли бы составить во втором квартале 2020 года 78,2% от их уровня во втором квартале 2019 года. Уже принятые меры поддержки повысят этот уровень на 2,2 п.п. ", говорится в обзоре ВШЭ. При этом ученые отмечают, что в целом за год падение реальных доходов может составить от 8 до 12%.
С 18 мая правительство РФ начинает выделять гранты малым, средним и индивидуальным предприятиям в пострадавших отраслях. Деньги в размере 12,1 тыс руб. на человека в месяц выделяются на выплату зарплат и на любые другие первоочередные цели. Единственное условие – необходимо сохранить не менее 90% рабочих мест по состоянию на 1 апреля.
Этой программой, как отмечается в периодическом обзоре института «Центр развития» НИУ ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе» (КГБ) может быть охвачено более 0,5 млн организаций малого и среднего бизнеса, в которых трудятся более 3 млн сотрудников. Однако ни эта программа, ни другие, ранее озвученные президентом Владимиром Путиным и членами правительства, не смогут в значительной степени препятствовать возобновлению падения реальных располагаемых доходов (РРД) россиян, которое мучает население страны еще с предыдущего кризиса 2014 года.
Во втором квартале 2020 года падение РРД может составить около 20%, а принятые меры правительства смягчат этот спад только на 2,2 п.п., говорится в КГБ. «По нашим оценкам, без принятия антикризисных мер реальные располагаемые доходы населения могли бы составить во втором квартале 2020 года 78,2% от их уровня во втором квартале 2019 года. Уже принятые меры поддержки повысят этот уровень на 2,2 п.п. ", говорится в обзоре ВШЭ. При этом ученые отмечают, что в целом за год падение реальных доходов может составить от 8 до 12%.
Россиянам не привыкать ни к кризисам, ни к падению доходов. Среднестатистически во время кризиса 2008–2009 годов реальные располагаемые денежные доходы населения не снижались из-за быстрого роста пенсий (индексация пенсий уже в 2008 году была очень заметной, приведя к росту реального размера пенсии на 18,1%), отмечается в обзоре.
Но в кризис 2014 года, понижение цен на нефть, быстрая девальвация рубля, введение экономических санкций привели к тому, что темп прироста физического объема ВВП снизился до 0,7%, а низкие, хотя и положительные темпы роста реальных размеров зарплаты и пенсии не смогли поддержать положительную динамику РРД населения, и они снизились на 1,2%.
Доходы сокращались несколько лет подряд. В 2015 году сокращение усилилось (-2,4%) на фоне падения ВВП при обвальном снижении реальной зарплаты (на 9%) и заметном снижении реального размера пенсий (-3,8%). Снижение затормозилось только в 2018 году. В 2019 наблюдался рост, хотя на очень небольшую величину – всего на 1%. А по итогам 2019 года РРД оставались на 7,4% ниже уровня 2013 года.
В 2020 году никто не ждал чуда – по прогнозу Минэкономразвития, доходы должны были увеличиться на 1,5%, в 2021 – на 2,2%. С точки зрения динамики показателей реальных заработных плат и пенсий 2020 год начинался неплохо, считают ученые: реальная зарплата в январе выросла на 6,5%, страховые пенсии неработающих пенсионеров были проиндексированы с 1 января на 6,6%, что, по оценкам Росстата, привело к росту реального размера назначенных пенсий в январе-феврале на 3,3% в годовом исчислении.
Но грянул нефтяной кризис начала марта, а в конце месяца были объявлены ограничения для бизнеса для борьбы с коронавирусом COVID-19. Уже по итогам первого квартала 2020 года РРД снизились на 0,2 % (год к году), при том, что инфляция не была высокой и составила 2,4%. Правительство и Центральный банк предложили ряд мер для фискальной поддержки бизнеса и населения, но пока они не выглядят адекватными потерям.
По оценкам Минфина России, общий объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом COVID-19 и его последствиями составит около 2,8% ВВП (около 3 трлн руб.), а общий объем фискальной поддержки – более чем 6,5% ВВП (около 7 трлн руб.). При этом Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) оценивает прямой мгновенный эффект от «карантина» почти в 20% ВВП, или почти 18 трлн руб. в ценах 2018 года. А напрямую затронутыми (потенциально невостребованными) оказываются не менее 15 млн работников.
Расходы бюджета на поддержку здравоохранения и на санитарно-эпидемиологические меры составляют 200 млрд руб., меры в области социальной поддержки (в том числе средства, зарезервированные на выплаты по безработице) – более 250 млрд руб., поддержку отраслей экономики (в первую очередь субъектов МСП) – еще около 800 млрд руб., поддержку регионов – около 200 млрд руб., сбалансированность внебюджетных фондов – более 400 млрд., говорится в обзоре.
Вместе с тем экономисты ВШЭ обращают внимание на отличия фискальной поддержки в России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Выделяемая поддержка для работающих и безработных в России предполагается на уровне до 26–30% зарплаты по России в среднем (12,1 руб. в месяц), тогда как в странах ОЭСР поддержка зарплаты гарантируются на заметно более высоком уровне (от 50 до 90% заработной платы). Все, кто работают, но не являются работниками предприятий, не имеют достаточного уровня поддержки в России, сетуют экономисты: в РФ ничего не говорится про поддержку доходов самозанятых, а они не имеют права ни на больничный лист, ни на пособие по безработице, ни на поддержку доходов. При этом в начале 2020 года у нас было зарегистрировано 435 тыс. самозанятых, а всего, по оценкам, их 16–17 млн чел.
Сейчас в РФ готовится третий пакет помощи, а до 25 мая должен быть подготовлен общенациональный план по восстановлению занятости и экономики. Эта помощь должна быть адекватна потерям.
В базовом сценарии Института «Центр развития» НИУ ВШЭ РРД населения в 2020 году продемонстрируют сильное падение на 8,2%. Кризис будет сопровождаться ростом безработицы до 8%.
Пессимистический сценарий исходит из того, что быстро справиться с эпидемией не удастся, рецессия в России прекратится только в 2022 году падение ВВП за 2020–2021 годы составляет 7,1%. Более глубокий и продолжительный, чем в базовом сценарии, спад ВВП вызывает рост безработицы до 9,5% в 2020 году и 9,8% в 2021. Реальные располагаемые доходы населения в этом варианте прогноза демонстрируют сильное падение (на 12,1%) в 2020 году.
ВЭБ в апреле сделал подробный прогноз по развитию российской экономики, согласно которому в первом квартале 2020 года по сравнению с первым кварталом 2019 реальные располагаемые доходы снизятся на 0,4%, во втором квартале – на 17,5%, в третьем – на 7,4%, а в четвертом – на 0,8%.
В пятницу вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минтруду и Минфину рассмотреть вопрос о дополнительной помощи многодетным семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию на фоне пандемии коронавируса. До 15 мая ведомства должны придумать меры по обеспечению многодетных семьей в трудной жизненной ситуации средствами индивидуальной защиты (медицинскими масками, цены на которые выросли в России за последние месяцы), продуктовыми наборами, а также «электронными и другими устройствами для поддержки обучения детей в дистанционном режиме».
комментарии(2)
0
dlz 05:07 09.05.2020
Недавно мин.экономразвития Решетников отчитывался по телевизору, за что получил нагоняй. Я специально пересмотрел скандальный ролик для понимания случившегося. Что пошло не так? Во-первых, доклад Решетникова был докладом Счетовода. Он, как профессиональный экономист, должен понимать, что так нельзя докладывать на высшем уровне. Во-вторых, там должен был быть больше не количественный, а качественный доклад с точки зрения как Экономики Предприятия, так и Макроэкономики.
0
dlz 05:16 09.05.2020
И в третьих, ему надо говорить больше всего о Намерениях и Ожиданиях. Прогнозирование - его основная работа. Пусть он включит в работу ВЦИОМ, Леваду и Ромир на полную катушку. Еще есть пара дюжин отраслевых ассоциаций, там тоже встречается порой неплохой анализ и прогнозирование. Они cуть современный Госплан. То есть, общаться больше на среднем управленческом уровне. Самое главное, не общаться с РСПП - их показания всегда противоречат ситуации. Желаю ему успеха.