Фото pixabay.com
По итогам марта ВВП РФ сократился в годовом выражении на 0,4% после роста на 2,9% в феврале, посчитали экономисты Института исследований и экспертизы ВЭБа. Оценки экономистов пессимистичнее выводов Минэкономразвития, которое рапортовало о росте экономики на 0,9% по итогам марта. Эксперты и некоторые чиновники ждут настоящего обвала во втором квартале. Следует готовиться и к большим проблемам малого бизнеса, предупреждают в Институте Гайдара. По их расчетам, кризис и связанные с пандемией карантинные меры могут затронуть свыше 60% малых предприятий, а с учетом распространения проблем на другие сектора и формы бизнеса – это затронет уже 11 млн человек, не исключают они.
«В марте экономическая ситуация продолжила ухудшаться. По отношению к февралю (с очисткой от календарного и сезонного факторов – «НГ») ВВП снизился на 1,2%. Таким образом, ВВП последовательно снижается все три первых месяца 2020 года и, как результат, впервые после ноября 2017 года динамика по отношению к соответствующему месяцу годом ранее стала негативной», - приводится в обзоре Института ВЭБа.
Экономисты подчеркивают: В Европе карантинные меры вводились в середине марта и за две недели успели повлиять на динамику квартала, тогда как в России ограничения затронули только последние два дня марта, не успев сильно повлиять на ВВП. «Процессы расширения пандемии в первом квартале влияли на российскую экономику в основном через сжатие внешних рынков. При этом, в отличие от США и стран Европы, внутренний спрос оставался достаточно сильным в течение всего квартала», - отмечают в ВЭБе. В частности, несмотря на снижение реальных доходов населения, розничные продажи и потребление услуг продолжили расти.
Эксперты полагают, что в полной мере негативное влияние введенных ограничений на внутренний спрос мы увидим только во втором квартале. «Экономические последствия будут зависеть от продолжительности ограничительных мер и от того, какие возможности для восстановления останутся у пострадавших бизнесов и как быстро сможет восстановиться спрос населения», - замечают в ВЭБ, подчеркивая, что в части времени восстановления спроса сохраняется большая неопределенность.
В целом по итогам года экономика РФ может столкнуться с падением на 5,3%, не исключают в ВЭБе. Заметим, схожие ожидания озвучивали ранее и в Центробанка (ЦБ). В ведомстве Эльвиры Набиуллиной считают, что российский ВВП просядет на 4-6% в этом году, основное же падение придется на второй квартал – до 8%.
По оценкам Росстата, в России около 20% ВВП создается малыми и средними предприятиями (МСП). А если в секторе МСП оборот снизится на 50–60% - это может привести сокращению ВВП примерно на 10% во втором квартале 2020 года, не исключают эксперты Института Гайдара в исследовании о влиянии кризиса и пандемии на сектор МСП и экономики в целом.
На фоне коронавирусной пандемии и порожденного ею экономического кризиса в наибольшей мере пострадал сектор малого и среднего бизнеса, ориентированный на предоставление офлайн-услуг, напоминают эксперты. «Фактически спрос на услуги индустрий общественного питания, развлечений, туризма, гостеприимства, а также beauty-индустрии и непродовольственного ритейла в условиях карантина упал в разы. При этом необходимость платить заработную плату, налоги, социальные взносы, арендные платежи, кредиты банкам и контрагентам за поставки и иные услуги сохранилась», - продолжают они. По мнению экономистов, все виды бизнесов, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате или придерживаются бизнес-моделей, связанных исключительно с предоставлением персональных оффлайн-услуг, сейчас подвержены риску банкротства.
Существенно снизился и оборот МСП. «Данные сервиса интернет-бухгалтерии «Мое дело» свидетельствуют о том, что оборот малых предприятий резко упал уже в марте 2020 года; за вторую половину марта на счета клиентов «Мое дело» поступило на 31% меньше средств, чем за аналогичный период 2019 года», - следует из обзора экономистов Института Гайдара. Соответственно, средний еженедельный оборот предприятий малого и среднего бизнеса снизился за три недели самоизоляции и нерабочих дней на 21% по сравнению с уровнями февраля–марта, продолжают они.
При этом, по данным Сбербанка, потребительский спрос в течение недели с 6 по 12 апреля вырос только в четырех категориях трат: цифровые товары, продукты, винные магазины и телекоммуникационное оборудование. Тогда как все остальные категории показали колоссальное падение.
Ущерб будет нанесен целым отраслям, где резко сократился спрос, предупреждают ученые. Это авиаперевозки, досуг и развлечения, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туристская отрасль и гостиничный бизнес, общественное питание, организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения, бытовые услуги населению: ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты, а также торговля непродовольственными товарами.
По расчетам исследователей, доля потенциально наиболее пострадавших отраслей составляет около 11% в общем числе субъектов МСП, или около 2,6% от оборота МСП, что представляется несущественным. Однако если мы учтем и отрасли, которые будут затронуты закрытием этих предприятий, то окажется, что от эпидемии коронавируса могут закрыться дополнительно 64,2% малых и средних фирм, то есть примерно 3,4 млн компаний.
Сокращение оборота в одних отраслях также оказывает мультипликативный эффект на сопутствующие отрасли, продолжают они. Экономисты прогнозируют, что в лучшем случае падение оборота сектора МСП составит менее 2 трлн рублей, или 2,6% оборота всего сектора, в отраслях, которые кризис затронет напрямую. Однако закрытие предприятий с оборотом в 1 млн рублей в наиболее пострадавшей отрасли может привести к закрытию предприятий в сопутствующих отраслях на 2,9 млн рублей (в среднем), а общий ущерб в этом случае превысит 5,7 трлн рублей, или 7,5% сектора МСП. «Всего же на отрасли, которые могут пострадать в результате мультипликативного эффекта, приходится почти 77% оборота сектора МСП», - предупеждают в Институте Гайдара. Поэтому сохранение карантинных мероприятий на несколько месяцев может привести к катастрофическим последствиям для сектора, делают вывод они.
Ученые также прогнозируют рост безработицы в секторе МСП. С учетом оценки потерь наиболее пострадавших секторов МСП общее сокращение кадров в малом и среднем бизнесе может составить 5,5% от общего числа занятых в МСП. «Но сокращение одних отраслей окажет мультипликативный эффект на другие отрасли, где заняты 2,36 млн человек, или 12,2% всех занятых в секторе», - тут же добавляют они.
Согласно же наиболее пессимистичному сценарию исследователей, дополнительно к этому пострадают также отрасли с сильным мультипликативным эффектом, где в МСП занято уже более 57,4% (11 млн человек). «Кризисный рост безработицы в текущем году может быть в значительной мере обусловлен сокращением штатов либо вообще прекращением деятельности компаний МСП», - предупреждают в Институте Гайдара.
комментарии(0)