Фото сайта 24tv.ua
Самую богатую женщину России Елену Батурину на родине несколько подзабыли вскоре после того, как в 2010 году тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев отстранил ее мужа Юрия Лужкова от должности мэра Москвы. Вслед за этим последовала череда претензий и к бывшей первой леди столицы, основная суть которых сводилась к обвинениям в использовании административного ресурса. Со временем эта история сошла со страниц газет, но в последнее время в связи со вновь открывшимся обстоятельствами вновь стала актуальной во многом благодаря брату Елены - Виктору Батурину.
Виктор предъявил претензии на 13 млрд рублей - именно в такую сумму оцениваются 24% акций компании «Интеко», которые, по мнению Виктора Батурина, у него похитила родная сестра. Недавно в этом деле, которое рассматривается в австрийском суде - по месту фактического проживания Елены Батуриной - появился новый свидетель - предприниматель Шалва Чигиринский.
Напомним, что основным трамплином в бизнесе Батуриной стала компания «Интеко», созданная Виктором и Еленой на паритетных началах - 50 на 50 - в первой половине 90-х годов прошлого века. Как утверждает Виктор, в первое время управлением компанией фактически занимался только он. «До 2004 года Елена Николаевна приходила на работу не каждый день на 2-3 часа и общалась там по большей части с Шалвой Чигиринским, офис которого находился в нашем здании», - вспоминает Батурин.
Сначала компания занималась выпуском изделий из пластмассы, затем в начале 2000-х годов по инициативе Виктора решено было заниматься строительным бизнесом., который - вкупе с известным административным ресурсом - и принес многомиллиардные прибыли.
Тем не менее, спустя какое-то время родной брат, судя по всему, стал мешать бизнесу Елены. Или просто она захотела стать единственной владелицей компании. Так или иначе, половину от половины брата - 25% «Интеко», она выкупила у бывшей супруги Виктора Натальи, которой после развода отошла половина имущества. Сделка обошлась всего в полмиллиона долларов.
А оставшуюся четверть акций «Интеко» Елена получила в свое распоряжение при весьма странных обстоятельствах. После череды разногласий по поводу дальнейшего ведения бизнеса брат и сестра в 2007 году подписали мировое соглашение, а несколько позже - приложение к этому документы. В нем и кроется основной источник конфликта. Спустя какое-то время вдруг выяснилась, что у совладельцев «Интеко» - разные версии приложения к мирному соглашению. У Виктора написано, что Елена должна выплатить ему рыночную стоимость 25% акций компании, в приложении у Батуриной такого пункта нет вообще.
И каждый обвиняет другого в подделке документов.
В результате этих распрей сестра сначала уволила брата из «Интеко», а позже Виктор Батурин и вовсе оказался за решеткой по обвинению в мошенничестве.
Ныне Батурин судится с Еленой, пытаясь отстоять свою долю, которую, как он утверждает, сестра у него похитила. И если несколько лет дело считалось бесперспективным, то сейчас ситуация изменилась в корне: у Батуриной нет ни былого административного ресурса, ни личной поддержки самого Юрия Михайловича Лужкова, который, несмотря ни на что, до последних дней своей жизни пользовался огромных авторитетом и во властных структурах, и в деловых кругах.
Кроме того, Виктор Батурин получил поддержку в инвестиционном подразделении «Альфа-групп» - компании А1, юристы которой занялись его делом.
«Они оценили предыдущие действия самого Батурина, действия его финансового управляющего. Судя по всему, увидели факт некой сделки, по которой 25% акций «Интеко» перешли Батуриной, но не увидели разрешения вопроса об оплате. Там существует некое мировое соглашение, по которому вроде бы как Батурина обязалась выплатить эти деньги — именно это и является основанием для предъявления соответствующих требований. Логика простая: раз сделка была, то давайте оплату по ней», - отмечает юрист адвокатского бюро «Деловой фарватер» Алексей Дмитриев.
Однако ключевую роль в тяжбе между братом и сестрой Батуриными могут сыграть показания бизнесмена Шалвы Чигиринского, которые он дал австрийскому суду. По его словам, он давно знаком с братом и сестрой Батуриными, более того, с Еленой у него был совместные проекты в области недвижимости и в нефтяной отрасли. По его словам, которые приводит РБК, бизнес основывался на паритетных отношениях - 50 на 50, с при условием, что прибыли и убытки делятся между сторонами пополам. «Согласно договоренностям, я должен был обеспечивать финансирование для определенных крупных проектов, связанных с недвижимостью и нефтью, а Елена Николаевна Батурина должна была через своего мужа — мэра Москвы Лужкова Юрия Михайловича — обеспечить устранение любых бюрократических вопросов на пути развития бизнеса», — говорит Чигиринский.
По его показаниям, Батурина настаивала на том, чтобы все деловые отношения строились на устной договоренности, без надлежащего юридического оформления. Сначала так и работали, однако позже, в 2003 году все-таки появились совместные компании с распределением долей, в пользу которых Чигиринский передал часть своих активов.
Совместный бизнес они вели вплоть до 2006 года, пока первая леди Москвы полностью не завладела этими компаниями. Как сообщил Чигиринский, Батурина «совместно с рядом лиц осуществила действия по захвату моих долей в бизнесе».
Ранее эти показания частично звучали в 2009 году в Высоком суде Лондона, когда Чигиринский прямо обвинил жену Лужкова в захвате его доли в компании Sibir Energy с помощью подставных лиц.
Говоря о деловых качествах Елены Батуриной, нельзя не вспомнить доклад Бориса Немцова, выпущенный в 2009 году. В нем бывший вице-премьер РФ обвинял мэра Москвы Лужкова в коррупции и утверждал, что именно благодаря действиям градоначальника его жена Елена Батурина приобретал свое состояние в 4,3 млрд долларов. В доказательство своих утверждений Немцов приводил два десятка постановлений Лужкова, которые позволили Батуриной на льготных условиях застроитьа коммерческим жильем 1300 га московской земли.
«Нигде, кроме Москвы, бизнес Батуриной не развивается успешно…», - писал Немцов.
И оказался прав. Лишившись поддержки мужа, она так и не проявила былых «выдающихся» деловых способностей ни в России, ни за ее пределами. А предстоящая череда судебных претензий бывших партнеров по бизнесу, судя по всему, еще и основательно опустошит ее карманы.
комментарии(0)