Иллюстрация Pixabay.com
Только 6% работающих россиян, не занимающихся предпринимательской деятельностью, пытаются внедрить в рабочий процесс инновации, показало исследование Высшей школы экономики (ВШЭ). Такой низкий процент объясняется инертностью не столько сотрудников, сколько работодателей, в большинстве своем не готовых к рискам, гибким подходам и финансовому стимулированию. И даже в высокотехнологичных производствах инновации внедряются вовсе не повсеместно. Теперь, в условиях пандемии, малый и средний технологический бизнес просит о государственной поддержке для того, чтобы удержать уникальных специалистов от перетока к зарубежным работодателям.
«В целом инновационное поведение не свойственно для российских организаций… Лишь 9% из них показывают инновационную активность», – сообщили специалисты ВШЭ. Ожидаемо, что больше всего инноваций внедряется в высокотехнологичных производствах. Однако даже в этом случае речь идет лишь о каждой третьей компании.
При этом за последние три года только около 6% работающих россиян предлагали идеи по улучшению бизнес-процессов либо усовершенствованию качества выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Это продемонстрировал всероссийский опрос, проведенный среди более чем 4 тыс. граждан, работающих на предприятиях, в организациях и не занимающихся предпринимательской деятельностью. Результаты опроса изложены в докладе, подготовленном доцентом Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Аленой Нефедовой и старшим преподавателем департамента социологии ВШЭ Мариной Чернышевой к XXI Апрельской международной научной конференции, проходящей в онлайн-режиме (конференция продолжается и в мае).
По опросу, 60% работников-инноваторов предлагали нововведения «добровольно», то есть это не входило в их непосредственные должностные обязанности. Реализовать на практике свои предложения смогли около 60% инноваторов. «Успешность реализации зависит от позиции работника: шансы в два раза выше у тех, у кого это входит в непосредственные обязанности (так называемые «институциональные инноваторы»), по сравнению с теми, кто это делает добровольно («добровольцы»)», – пояснили исследователи. Кроме того, успешность реализации зависит от типа предлагаемой инновации.
«При выдвижении идей «инноваторы» используют преимущественно собственный опыт (77%) и опыт коллег (23%)», – продолжили авторы доклада. Каждый второй – около 55% – сообщил, что работники на предприятии при желании могут свободно высказывать свои предложения. Другое дело: получит ли эта идея дальнейшее развитие, да и будут ли сами работники иметь какие-то стимулы к инновационным предложениям.
По данным исследователей, в организациях реализуется ограниченный список практик инновационного менеджмента. Лишь каждый пятый (18%) респондент сказал, что на предприятии существует специальный механизм для сбора идей. Столько же опрошенных сообщили, что на предприятии есть руководитель или подразделение, ответственные за новые идеи. Лишь около 15% опрошенных сказали, что новые идеи поощряются финансовым или другим способом.
Как показывал Мониторинг инновационного поведения, опубликованный ранее ВШЭ, если говорить про промышленный сектор, то в этом случае основной фактор, препятствующий инновациям, – недостаток собственных денежных средств: этот фактор упомянуло примерно каждое пятое предприятие.
На втором месте в списке барьеров высокая стоимость нововведений: об этом сообщили 15% предприятий. Третье место разделили два таких фактора, как высокий экономический риск и недостаток финансовой поддержки со стороны государства – по 10% предприятий. Лишь 5% организаций указали на недостаток квалифицированных кадров.
О важности поддержки государства в условиях неопределенности, связанной с пандемией, заявляют теперь и представители малого и среднего технологического бизнеса. Это выявил опрос, проведенный Российской венчурной компанией (РВК) среди более чем 130 представителей такого бизнеса. Усредненный портрет респондента: компании инновационного технологического бизнеса преимущественно из сфер электроники, робототехники, IT, цифровизации, промышленных технологий; малый бизнес.
«Зарплаты, включая налоги, – одна из самых главных и больших статей затрат в инновационном и технологическом бизнесе. Потенциальная потеря команды или ключевых ее участников может стать фатальной для компании», – сообщили по итогам опроса исследователи. Особенно это актуально в том случае, когда речь идет о специалистах, обладающих уникальными компетенциями.
В итоге, как считают опрошенные компании, крайне важно сохранить приемлемый уровень оплаты труда, а сделать это предлагается прежде всего за счет «частичного субсидирования государством заработной платы» на период вынужденного простоя. Об этом сообщили почти 63% респондентов. Сохранение и повышение уровня оплаты труда преподносится компаниями как способ избежать перехода разработчиков и инженеров на удаленную работу на зарубежных работодателей.
комментарии(2)
0
joric 19:07 03.05.2020
Чтобы генерировать инновационные идеи, сначала нужно понять - что нужно улучшить - сформулировать проблему
0
dlz 05:49 04.05.2020
Российские строители сейчас активно заключают контракты на строительство в Восточной Европе и Италии. Россияне быстро занимают высвободившуюся турками нишу. Проектировать и строить приходится по Еврокодам, куда более передовым, чем СНиПы и СП. Вот и ответ. Что касается территории РФ, все зависит от того, как скоро РФ перейдет на международные технические стандарты, МСФО и международное патентное право.