Правительство Мишустина сделало ставку на решение точечных проблем, а не на реализацию громких мегапроектов. Фото РИА Новости
Правительству во главе с Михаилом Мишустиным, созданному изначально под другие задачи, пришлось резко менять направленность своей деятельности и в целом, и в отношениях с регионами. Тем не менее за 100 дней работы правительство и его руководитель смогли и настроить новый формат работы, и сберечь свои изначальные приоритеты. Одновременно с этим начал вырабатываться новый стиль публичной активности главы правительства.
Мишустин пришел к руководству кабинетом министров, не имея непосредственного опыта активного взаимодействия с регионами, но зато добившись на своем прежнем посту главы ФНС успехов, которые очень позитивно повлияли на состояние региональных бюджетов. Успешная и целеустремленная работа налоговых органов по повышению собираемости налогов позволила субъектам Федерации за последние три года преодолеть кризисные процессы и решить проблему бюджетного дефицита, а также снизить свою задолженность. Закономерно, что после прихода на пост премьер-министра Мишустин уже в новом качестве активизировал работу по финансированию нацпроектов, в результате чего резко выросли поступления федеральных трансфертов в регионы.
Распространение коронавируса обернулось неизбежным изменением приоритетов в работе правительства, которому вместе с президентом страны и при участии региональных руководителей удалось организовать работу всей системы исполнительной власти для решения новых задач. Важнейшей площадкой для работы с губернаторами стал координационный совет по борьбе с распространением коронавирусной инфекции во главе с Мишустиным. В состав совета были включены главы столичных регионов – Сергей Собянин и Андрей Воробьев, причем мэр Москвы закономерно стал первым заместителем главы совета. В данном случае удалось избежать дублирования функций правительственного совета и аналогичной рабочей группы Госсовета, которую возглавил непосредственно Собянин. Учитывая совещательный характер Госсовета и малонасыщенный график его деятельности, именно правительственный совет взял на себя основную и регулярную работу, встраивая в свою повестку и региональных руководителей. Заседания президиума этого совета приобрели практически ежедневный характер, рассматривая такие жизненно важные вопросы, как готовность системы здравоохранения в регионах к борьбе с инфекцией. Повышению эффективности работы в форс-мажорных обстоятельствах способствовало и создание президиума самого правительства.
Действия правительства еще раз показали, что инициирование мер поддержки бизнеса и населения, а также контроля с целью противодействия распространению эпидемии являются прерогативой федеральной исполнительной власти. Несмотря на то что региональные власти получили право самостоятельно устанавливать ограничительные меры в зависимости от ситуации на местах, правительство вовсе не играло роль пассивного наблюдателя. Именно оно раз за разом принимало решения о мерах поддержки, относящихся ко всем регионам, тогда как региональные власти принимали решения, касающиеся их компетенции, например по снижению налогов для малого бизнеса. Аналогично федеральное правительство определило законодательные решения, касающиеся ужесточения ответственности за нарушение мер самоизоляции, стремясь преодолеть правовые противоречия, возникшие в результате решений ряда региональных лидеров. Вошли в практику поручения Мишустина главам регионов, связанные, например, с мониторингом состояния системообразующих организаций и предприятий, работа которых была вынужденно ограничена. При необходимости с учетом специфики регионов уточнялись меры поддержки, как это произошло с максимальными размерами ипотечных кредитов, по которым предоставляется отсрочка, для столичных регионов и Дальнего Востока.
Ответственной задачей правительства Мишустина стало определение возможностей федеральной власти по финансовой поддержке регионов. Второй пакет правительственных мер был в наибольшей степени посвящен именно этому вопросу. С этой целью в федеральном бюджете были заложены расходы на компенсацию потерь регионов от снижения доходов и реструктуризацию бюджетных кредитов в размере 171 млрд руб. Впоследствии президент Путин поручил увеличить поддержку региональных бюджетов до 200 млрд руб. Тем самым вопрос о сбалансированности региональных бюджетов находится в центре постоянного внимания правительства, и можно ожидать, что решения еще будут корректироваться в пользу субъектов Федерации.
Одновременно с этим правительство приступило к выделению средств регионам на решение неотложных медицинских задач. Так, в апреле оно выделило почти 56 млрд руб. на стимулирующие выплаты медикам, работающим с зараженными пациентами и людьми из группы риска. Более 34 млрд руб. пойдет на перепрофилирование и переоснащение медицинских организаций и более 5 млрд – на закупку автомобилей скорой помощи. Кроме того, учитывая тяжелое состояние малого и среднего бизнеса, правительство направляет в регионы субсидии для его неотложной поддержки. Таким образом, регионы получают финансовую помощь правительства по всем тем направлениям, которые оказались под угрозой или требуют особого внимания.
Собственный стиль Мишустина в работе с регионами не удалось пока реализовать из-за ограничений на перемещение по стране. Но до этого Мишустин начал разворачивать активную личную работу с регионами, которая предполагает частые поездки на места, озвучивание решений о выделении регионам финансовых средств, сотрудничество с губернаторами. В центре особого внимания премьера находятся отсталые регионы, многие из которых годами ждали приезда высоких начальников. Мишустин успел побывать в Кургане и Костроме, совсем не избалованных вниманием федерального Центра. В Ярославской области мероприятия с участием премьера прошли не в областной столице, а в малом городе – Переславле-Залесском. Первый визит Мишустина состоялся в Новгородскую область – также не самую крупную и богатую.
Важно отметить деловой стиль Мишустина и конкретные действия, некоторые из которых можно назвать популярными, нацеленными на решение жизненно важных проблем. Так, в Ярославской области премьер заявил об отказе от реализации экологически вредного проекта целлюлозно-бумажного комбината в соседней Вологодской области. Против ЦБК протестовали жители региона, их позицию поддержал и губернатор Миронов. В Костромской области был поставлен важнейший вопрос о газификации периферийных районов. Подчеркнутое внимание уделялось социальной повестке – спорту и школьному образованию в Костромской области, больницам в той же Костромской, а также Курганской области. Экологическая тематика затрагивалась не только в связи с ЦБК, но и по вопросу строительства очистных сооружений в Костроме и экологического туризма в Ярославской области. Вообще поездка в Ярославскую и Костромскую области была просто классической с точки зрения организации ее публичного сопровождения и при этом основанной на полностью реальных и востребованных решениях.
Параллельно правительство продолжает работать над индивидуальными программами социально-экономического развития 10 самых проблемных регионов. Как раз поездка Мишустина в Курган была не случайной, поскольку за ней последовало утверждение первой такой программы. За апрель правительство утвердило такие программы по всем 10 регионам. Эта работа подчеркивает приоритетное внимание нового правительства к отстающим и депрессивным территориям. В этой же логике внимания удостаиваются и малые города, проблемы которых обсуждались в Переславле-Залесском. По малым городам правительство приступает к финансированию модернизации ЖКХ, формируя список пилотных территорий. Ориентацию правительства на принятие назревших точечных решений вместо увлечения громкими мегапроектами подчеркнула и программа ремонта и строительства мостов и путепроводов в 81 регионе России. Не прекращалась работа по предоставлению помощи регионам Сибири и Дальнего Востока, пострадавшим от стихийных бедствий прошлого года.
Впрочем, это вовсе не исключает работу правительства над решением стратегических задач, которая не прекращалась и в период экономических трудностей. Продолжалось принятие решений в сфере арктической политики, одобрен проект Энергетической стратегии, впервые появились Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности, обсуждались Транспортная стратегия и программа развития угольной промышленности. Все эти документы имеют самое прямое отношение и к расстановке приоритетов в региональной политике.
В результате правительство во главе с Мишустиным продемонстрировало способности по перестройке своей работы буквально на ходу, в неожиданной критической ситуации, быстро включившись в решение задач по борьбе с коронавирусом и поддержке экономики в кооперации с другими органами власти. Одновременно правительство продолжило работу над всеми текущими вопросами, не исключая даже стратегического планирования. Внимание к, казалось бы, частным региональным проблемам и к не избалованным вниманием отстающим территориям подчеркивает настрой правительства на скрупулезную работу над всеми деталями отношений Центра и регионов. Вырабатывается новый стиль работы вертикали исполнительной власти, сочетающий деловой конструктивный подход, ориентированный на конкретный результат, с продуманной публичностью главы правительства.
комментарии(0)