0
8354
Газета Экономика Печатная версия

27.04.2020 20:14:00

Университеты не торопятся снижать цены на обучение

После перехода в онлайн затраты вузов выросли

Тэги: вузы, университеты, дистанционное обучение, оплата, коронавирус, пандемия, covid 19

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема" On-Line версия

вузы, университеты, дистанционное обучение, оплата, коронавирус, пандемия, covid 19 Фото pixabay.com

Дистанционное обучение не всем студентам вузов кажется адекватной заменой привычному общению с преподавателями, которое теперь будет недоступно как минимум до нового учебного года. Этот вопрос особенно волнует тех, кто оплатил свое обучение, отдав несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей за семестр, который с середины марта выглядит как заочная учеба. Минобразования и профессора уверяют, что нагрузка на преподавателей только выросла, затраты у вузов не сократились, а снизить стоимость можно, только если качество обучения упало.

Многие вузы стали получать запросы от студентов с требованием снизить стоимость обучения из-за перехода на дистанционную форму преподавания. А студенты Уральского федерального университета даже выступили с одиночными пикетами в поддержку этой идеи. По их мнению, несправедливо, что за удаленное преподавание, напоминающее обычную заочную форму обучения, нужно платить столько же, сколько они заплатили за очное обучение.

Вопрос не праздный, хотя бы с учетом того, что доходы многих семей в кризис опять сокращаются, а стоимость обучения составляет весьма серьезные суммы. По данным сайта Министерства науки и высшего образования РФ studyinrussia.ru, обучение на очном отделении бакалавриата в среднем стоит примерно 240–260 тыс. руб. (3690–4000 долл.) в год. При этом минимальная стоимость – 122,5 тыс. руб. (1880 долл.), а максимальная – 880 тыс. (13 540 долл.). Обучение на очном отделении магистратуры стоит дороже, в среднем 260–280 тыс. руб. (4000–4300 долл.), вузы выставляют счета от 147 тыс. до 460 тыс. руб. (от 2200 до 7000 долл.) в год. Хотя это рекламный сайт, предназначенный для иностранных абитуриентов, он вполне дает представление об аппетитах российской системы высшего образования.

Сокращение живого контакта с преподавателями из-за квазикарантина, очевидно, воспринято многими студентами как неисполнение вузами своих договорных обязательств. Проблему усугубляет то, что не все вузы и далеко не все преподаватели оказались готовы в полном объеме передавать знания по программе через необычные для них системы связи.

Минобрнауки рекомендовало вузам перейти на дистанционную форму обучения в целях профилактики коронавируса еще с 16 марта. Среди подведомственных Минобрнауки РФ вузов только 65% сразу подтвердили, что смогут это сделать.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков признавал, что переход не везде проходит безболезненно, что идет апробация новой системы. И уже в конце марта в комитете Госдумы по образованию и науке заявили о необходимости снизить стоимость обучения в вузах. По мнению первого зампреда комитета Олега Смолина, в случае обучения в дистанционном формате не более трех недель снижение стоимости не совсем актуально, однако если ситуация продлится дольше, то такая постановка вопроса справедлива.

На недавнем брифинге Фальков заявил, что «вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг было очевидным образом снижено».

На запрос «НГ» с просьбой уточнить текущую ситуацию с пересмотром стоимости обучения, пресс-служба министерства ничего нового не сообщила, подтвердив только, что «Министерство науки и высшего образования совместно с Российским союзом ректоров, советом Ассоциации ведущих университетов и ассоциацией «Глобальные университеты» прорабатывает пакет экономических мер поддержки студентов в условиях пандемии».

В вузах отмечают, что студенты могут путать дистанционную и заочную форму обучения. Главное различие – в частоте контактов с преподавателем, которое при заочной форме происходит только во время сессий.

Запросы от студентов с требованием снизить стоимость обучения из-за перехода на дистанционную форму преподавания из-за коронавируса в Новосибирский государственный университет экономики управления (НГУЭУ) уже поступают, но в вузе пока не планируют этого делать, сообщил агентству REGNUM первый проректор НГУЭУ Павел Новгородов.

"Возникает путаница между применением в обучении по очной форме дистанционных технологий и заочной формой обучения. Стоимость обучения по заочной форме ниже, так как ниже объём контактной формы работы с преподавателем — она происходит в основном во время сессий, в остальное время студенты учатся самостоятельно. В ситуации введённых ограничений из-за пандемии обучение по очной форме продолжает проводиться ежедневно по установленному расписанию, просто оно происходит не в аудиториях, а с применением дистанционных технологий, но при этом объём оказываемых образовательных услуг студенту тот же", пояснил Новгородов.

Научный руководитель Института образования ВШЭ Виктор Болотов не видит причин снижения стоимости платного образования. «У вузов затраты снизились, пожалуй, только на электричество, но по-прежнему нужно поддерживать здания в порядке, а к тому же появились новые затраты – на аренду платформ для совместной работы, таких как Zoom или Microsoft Teames, – сказал он «НГ». – Что касается преподавателей, то нагрузка на них только выросла. Им приходится больше готовиться, так как работа онлайн более «жесткая», чем личная лекция в аудитории, занятия проходят более «плотно», изложение материала должно проходить более «чеканно». Увеличилось количество времени, которое тратится у преподавателя на консультации, так как онлайн-контакты плюс самоизоляция на данном этапе позволяют студентам чаще обращаться с вопросами. Из-за того что в процессе обучения задействовано несколько платформ, преподаватели не всегда могут самостоятельно вести лекцию и отслеживать, например, вопросы, которые студенты параллельно задают в чате, значит, приходится пользоваться услугами учебного ассистента».

По мнению эксперта, снизить затраты на дистанционное обучение вряд ли получится без потери качества. «Конечно, можно просто записать лекцию на видео и потом транслировать ее студентам, но качество усвоения материала без интерактива будет гораздо хуже. Мотивированные студенты, на мой взгляд, от дистанционного обучения получают много плюсов, у них гораздо больше возможностей общаться со своими преподавателями онлайн и офлайн», – говорит Болотов.

Качество образования не связано с формой обучения, сказал «НГ» научный руководитель бизнес-инкубатора Финансового университета при правительстве РФ Илья Бутурлин. «Для получения компетенций необходимо наличие нескольких составляющих: квалифицированного преподавательского состава, необходимой инфраструктуры и пассионарности обучающихся. С переходом на дистанционное обучение перед российской системой образования открылись новые возможности для высококвалифицированных кадров, в том числе по программе «Цифровая экономика», – считает эксперт.

«На сегодняшний день руководством российских вузов не принято решения о снижении платы за обучение», – говорит Бутурлин. По его словам, средняя стоимость обучения на платных программах в государственных вузах в 2016 году равнялась 93 тыс. руб., а в частных вузах средний чек за обучение – 53 тыс. руб. При этом объем рынка платного образования в 2019 году составил 122 млрд руб.

«На мой взгляд, при принятии решения о снижении оплаты нужно учитывать и особенности проведения онлайн-обучения: возможность индивидуального подхода со стороны вузов для каждого студента и создание персонифицированного плана обучения, свободный доступ к образовательным материалам. Сегодня образовательные платформы предоставляют возможность создать задания в 30 различных форматах – от тестов до задач на сопоставления и эссе», – говорит Бутурлин.

Вместе с тем, по словам эксперта, нужно учитывать и существенную экономию финансовых и временных ресурсов. «Стоимость онлайн-обучения в ряде российских вузов в 4–5 раз ниже стоимости аналогичных образовательных программ, реализуемых в очном формате, кроме того, при дистанционном обучении отсутствует необходимость передвижения на транспорте к месту учебы, оплачивать проживание в общежитии и т.д.», – говорит эсперт.

Тем не менее, по словам эксперта, онлайн обучение является лишь элементом всей системы образования и никак не может заменить очное обучение, особенно по естественно-научным профилям, а снижение оплаты, по его мнению, может привести к еще более сильному оттоку квалифицированных кадров из ВУЗов. «Справедливым будет как раз не снижение оплаты обучения, а введение системы, которая позволит персонифицировать не только обучение каждого студента, с учетом его способностей, но и несправедливостью распределения зарплаты, отсутствием ее связи с результатами труда преподавателей. И благодаря этому мы в итоге добьёмся уменьшения стоимости обучения и повышение качества обучения», – говорит Бутурлин.

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский считает, что главный вопрос сейчас - будут ли у студентов и их родителей возможность начанать или продолжить обучение за те же деньги 1 сентября и как они оценят то, что происходило в этом учебном году. "Им предстоит оценить повсеместное дистанционное обучение, отмену экзаменов и зачетов, и, как следствие, ухудшение качества образования. Возможно, ВУЗам придется делать скидки или определенные вычеты за текущий год, но на следующий учебный семестр цены, скорее всего, не изменятся".


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Предприятия готовят работников к сверхурочной нагрузке

Анастасия Башкатова

Гибридный формат становится для части бизнеса нормой

0
3956
Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

Новости науки. Математики объяснили легкое течение омикрона

0
4403
100 рублей за доллар становятся точкой отсчета

100 рублей за доллар становятся точкой отсчета

Анастасия Башкатова

Новым "черным лебедем" для экономики может оказаться искусственный интеллект

0
4800
Студент зачастую существо одинокое

Студент зачастую существо одинокое

Наталья Савицкая

Службы психологической поддержки созданы уже в половине университетов страны

0
7548

Другие новости