Глава «Газпрома» Алексей Миллер еще недавно иначе оценивал перспективы компании в 2020 году. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Спотовые цены на газ в Европе на фоне коронавирусного кризиса продолжают снижаться, обновляя минимумы почти каждый день. В результате в среду в Великобритании спотовые цены на голубое топливо опустились даже ниже внутрироссийских. Впрочем, россиянам, очевидно, не дождаться заметного снижения платы за пользование газом. Максимум – отмена 3-процентного повышения, которое еще до кризиса правительство запланировало на 1 июля.
На британской площадке National Balancing Point газ с поставкой в среду стоил 42,27 долл. за 1 тыс. куб. м. При этом контракты на следующую неделю заключались вообще по 36,85 долл. за 1 тыс. куб. м. Газовый рынок Великобритании уже фактически пять лет работает без подземного хранения газа (ПХГ). В результате зимой цены на газ в стране могут быть значительно выше, чем на континенте, а летом – ниже. Кроме того, на терминалы королевства продолжает поступать сжиженный природный газ (СПГ): за первые 20 дней апреля поставки СПГ в страну выросли на 5%.
Тем не менее если сравнивать британские котировки с ценами на газ внутри России, то стоимость голубого топлива для королевства оказывается зачастую ниже внутрироссийской. Так, стоимость реализации газа в Ленинградской и Смоленской областях – 59 долл. за тысячу кубов. Дешевле пока остается только газ для промышленных потребителей в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. При этом уже на юге Тюменской области газ получается дороже, чем сейчас на NBP, – по 45 долл.
Заметим, спотовые цены продолжают снижаться не только в Великобритании. На главной спотовой площадке Европы – нидерландской Title Transfer Facility (TTF) – газ с поставкой в среду стоит уже 66,8 долл. за 1 тыс. куб. м по сравнению со средней ценой 76 долл. неделей ранее. Цены на голубое топливо снижаются фактически на протяжении всего месяца. Так, по итогам торгов 8 апреля на той же британской NBP газ с поставкой стоил 67,5 долл. за 1 тыс. куб. м, на TTF – 79,33 долл.
Считается, что спотовые цены на газ в Европе остаются под давлением на фоне рекордных остатков газа в ПХГ после мягкой зимы и растущих поставок СПГ. По данным платформы Gas Infrastructure Europe, поступление газа в европейскую систему через терминалы СПГ только за первые семь дней апреля сократилось на 6% по сравнению с теми же днями 2019 года, притом что в марте поступление СПГ в Европу выросло на 9,6%. Запасы же СПГ на терминалах за первую неделю апреля – наоборот, увеличились на 5%.
Аналитики Wood Mackenzie объясняют падение газовых цен слишком быстрым снижением спроса на топливо, в результате чего сторона предложения просто не успела отреагировать. Кроме того, замечают они, эпидемия коронавируса создает проблемы для перевозчиков СПГ.
Ограничения на поездки и требования санитарной безопасности приводят к тому, что большинство танкеров не могут сменить команду. Это приводит к увеличению времени нахождения грузов в пути.
Фактически аналогичная картина наблюдается и в ряде стран Восточной Азии. Как пишет Wall Street Journal, в этих странах стоимость голубого топлива впервые сравнялась по стоимости с углем. Причину происходящего аналитики связывают с рекордным падением цен на СПГ из-за снижения спроса на фоне пандемии коронавируса. «Китайская CNOOC даже просила нескольких поставщиков СПГ, включая Royal Dutch Shell и Total, временно отменить поставки. В результате стоимость СПГ в Восточной Азии с октября снизилась на 64% – до 2,43 долл. за 1 млн британских тепловых единиц (BTU) в конце марта. Эквивалентное количество угля из Австралии тогда стоило 2,56 долл. В середине апреля оба вида сырья стоили около 2,5 долл. за 1 млн BTU», – пишет WSJ.
По мнению ряда специалистов, происходящее в мире вполне может полностью трансформировать газовый рынок. Если раньше торговля газом велась преимущественно по долгосрочным контрактам с поставкой в определенный пункт назначения, то теперь сроки контрактов сокращаются, а их условия могут моментально корректироваться с учетом курса танкеров с СПГ. К тому же все большие объемы продаются на спотовом рынке.
Подобная трансформация, очевидно, бьет по интересам российского «Газпрома», чей основной объем поставок – трубопроводный газ по долгосрочным контрактам. Как сообщалось в начале года, бюджет компании на этот год предусматривал среднюю стоимость газа при поставках в дальнее зарубежье на уровне 200 долл. за 1 тыс. куб м.
Падение спроса в результате пандемии уже сказалось на показателях компании. Так, только по итогам первых двух месяцев этого года выручка газового холдинга от экспорта голубого топлива рухнула более чем на 50% в годовом выражении и составила чуть больше 5 млрд долл. Физический экспорт при этом рухнул на 24,6% – до 32,5 млрд куб. м, следовало из данных Федеральной таможенной службы.
Для россиян голубое топливо не становится дешевле. Фото Reuters |
Что примечательно, еще совсем недавно глава «Газпрома» Алексей Миллер с оптимизмом смотрел на перспективы 2020 года. «Если говорить о тенденциях, которые сейчас складываются на рынке, то рынок немножко припал», – говорил он на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным, подчеркивая, что выводы по первым месяцам делать рано.
В то же время цены на газ в Европе снижаются не первый день, замечают эксперты «НГ». «Спотовые цены в ЕС год назад составляли около 180 долл. за 1 тыс. куб. м. Осенью прошлого года цена снизилась до 140 долл., в феврале 2020 года 1 тыс. куб. м газа в ЕС стоила уже 80 долл., а сейчас ниже 50 долл.», – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев, подчеркивая, что у этой тенденции несколько причин. «Во-первых, снижение нефтяных котировок. Во-вторых, европейский рынок перенасыщен сырьем из США и Катара. В-третьих, теплая зима снизила потребление в Европе, что тоже отразилось на ценах. В общем, очень похожая картина с рынком нефти: перенасыщение сырьем, падение спроса, заполненные хранилища», – говорит он.
«Цены на газ в Европе в настоящее время конъюнктурно занижены экономическим спадом из-за пандемии коронавируса и карантинных мер, газохранилища, как и нефтехранилища, переполнены», – соглашается старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов, напоминая, что спотовый бизнес пока составляет лишь 20% в бизнесе российского газового холдинга.
При этом эксперты сомневаются, что даже столь существенное падение мировых цен на газ позволит в перспективе снизить расценки и для российских потребителей. К российским ценам эта ситуация экстремально низких цен, вынужденно низких европейских цен, не имеет отношения, соглашается аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «В РФ газ продается не по рыночным, а по регулируемым ценам, которые в нормальной ситуации ниже экспортных», – напоминает он. По мысли аналитика, снижение цен возможно только в качестве меры поддержки потребителей в период эпидемии. «Однако вряд ли на такое снижение пойдут поставщики и государство, и без того теряющие доходы на низких экспортных ценах. А конкуренции на российском рынке, которая могла бы привести к рыночному снижению цен в условиях избытка предложения, у нас практически нет», – резюмирует эксперт.
«Логика подсказывает, что разумно было бы снизить внутренние цены на газ в России. Но таких прецедентов наша экономика, пожалуй, и не знает. К тому же вряд ли власти и компании захотят лишить естественные монополии финансовых поступлений. Здесь все упирается в деньги, и в таких условиях интересы экономики и корпораций выше интересов населения», – добавляет старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова.
К слову, еще в начале апреля сообщалось, что цены на газ для российского населения и промышленных потребителей могут с 1 июля увеличиться на 3%. Однако «учитывая сложившуюся экономическую ситуацию, связанную с распространением... COVID-19» Федеральная антимонопольная служба теперь предлагает «временно заморозить индексацию оптовых цен на газ для населения».
комментарии(0)