Продажи новых авто в России могут существенно затормозиться. Фото РИА Новости
Запланированное на ближайшую среду президентское совещание о ситуации в автомобильной промышленности было перенесено на следующую неделю. Возможно, потому что масштабы потерь в этой отрасли еще предстоит оценить. Продажи легковых автомобилей могут упасть в этом году на 50% из-за пандемии коронавируса. При этом возрастают риски масштабных сокращений персонала на сборочных и вспомогательных производствах.
В Минпромторге ранее назвали автомобильные предприятия, которые могут рассчитывать на государственную поддержку в условиях экономического кризиса и пандемии коронавируса. Согласно главным критериям отбора предприятий для помощи, годовая выручка завода должна составлять не менее 20 млрд руб., а на производстве должно быть задействовано более 1 тыс. человек. В итоге в список крупнейших предприятий попали отечественные АвтоВАЗ, «Урал», ГАЗ, КамАЗ и «Соллерс», а также российские заводы компаний Volkswagen, Renault, Hyundai, Nissan, Toyota и Peugeot-Citroen-Mitsubishi. Кроме того, власти готовы оказать поддержку калининградскому «Автотору», где выпускают автомобили марок BMW, Kia и Hyundai.
Чиновники ожидают существенного спада по итогам апреля как в автопроизводстве, так и в автопродажах. «Абсолютно очевидно, в апреле мы ожидаем спада, и мы не можем точно прогнозировать, сколько этот спад или стагнация продлится, и, в частности, по автопрому, и там по предприятиям металлургии, которые связаны непосредственно с поставками, с потреблением», – отметил в интервью каналу «Россия 1» глава Минпромторга Денис Мантуров.
Ажиотажный рост продаж автомобилей в марте министр связывает с «резким изменением курса рубля» и «желанием населения вложить свои накопления». «В марте был такой резкий всплеск по рынку, почти на 20%, то есть скупались все складские остатки. И рост производства был даже небольшой, около 10–12% по некоторым сегментам автопрома», – отметил Мантуров.
Действительно, март, да и в целом первый квартал, оказался неплохим для отрасли. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей выросли на 1,8% по итогам первого квартала 2020 года и на 4% в марте 2020-го. По информации же аналитического агентства «Автостат» (данные на основе регистраций в ГИБДД), продажи новых легковых автомобилей в России в марте 2020 года выросли на 22,7% в годовом выражении и составили 160,6 тыс.
Отечественный автопром по итогам первых двух месяцев этого года заметно отставал в показателях. По данным Росстата, в январе-феврале отечественные автозаводы выпустили 212 тыс. легковых авто, что на 14% меньше, чем годом ранее. При этом только за февраль объем производства составил 117,9 тыс. штук, что на 12% меньше показателей прошлого года. К слову, ведомство пока не обнародовало данные за март, однако в Минпромторге сообщают о «небольшом росте по некоторым сегментам автопрома».
Аналитики рынка связывают это со стремлением автопроизводителей максимально загрузить свои производства до майских праздников и до экстремального распространения коронавируса в регионы, с тем чтобы на праздники уже уйти с запасом готовой продукции. Другой вопрос, будет ли спрос на нее.
Уже понятно, что экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и осложненный масштабным обвалом цен на нефть, осложнит продажи в том числе и легковых авто. Как следует из прогноза консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), продажи новых легковых автомобилей и LCV (легких коммерческих авто) в России по итогам 2020 года в лучшем случае могут сократиться на 20%, в худшем – провалиться на 50%.
Расчет аналитиков компании строится на основе данных IHS Markit, согласно которым продажи авто в РФ в 2020 году ожидались на уровне 1,8 млн штук, а в 2021-м – на уровне 1,9 млн штук. В итоге в случае реализации наиболее оптимистичного сценария в стране будет продано до 1,4 млн легковых машин, что на 20% ниже первоначальных ожиданий. Пессимистичный сценарий предполагает, что продажи в этом году рухнут почти на 50%, до 900 тыс. автомобилей. На треть от запланированного окажутся ниже продажи и в 2021 году, не исключают аналитики.
В BCG также прогнозируют падение спроса на автомобили в апреле и мае. «Те, кто ослабнет в эти месяцы (три-четыре) или не справится с управлением кризисом ликвидности, рискуют уйти с рынка», – замечают в компании.
Только из сегмента автопродаж по итогу может уйти половина работников, сообщают в ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Они, в частности, указывают, что отрасль, состоящая из 3300 предприятий и 300 тыс. сотрудников, может потерять от 30 до 50% организаций и соответственно от 100 до 150 тыс. человек в виде сокращенных работников. Они также напоминают, что в кризис 2014–2015 годов автобизнес потерял 1200 дилеров и около 100 тыс. сотрудников.
Очевидно, сопоставимые или даже большие потери персонала грозят и отечественной автомобильной промышленности. Отметим, часть российских автомобильных заводов хотя и восстанавливают свою работу, но в довольно усеченном формате. Так, петербургский автозавод «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» сообщил, что в период по 24 апреля продолжит работу только в одну смену. Горьковский автозавод сообщил о переходе на четырехдневную неделю. В компании объяснили это «глубоким падением спроса» на коммерческие автомобили. Объем заказов автозавода на апрель сократился на 70%, на май-июнь – на 85–90%.
Не исключено, что все эти тенденции в перспективе грозят обернуться колоссальным высвобождением работников автомобильной отрасли. Так, в кризис 2008–2009 годов количество сотрудников, задействованных на российских автомобильных заводах и предприятиях, выпускающих компоненты для сборки, сократилось с 2008 года почти на треть – до 238 тыс. человек, подсчитывали в «АСМ-холдинге».
Остановка предприятий автопрома в Европе привела к сокращению более 1 млн сотрудников, а также к потерям в производстве, равнозначным 1,2 млн автомобилей, замечает замдиректора департамента «АвтоСпецЦентра» Константин Авакян. «Российские производители тоже думают об оптимизации за счет сокращения штата или рабочего времени сотрудников», – продолжает он.
В то же время господдержка автопрома в виде отмены утилизационного сбора и возврата таможенных пошлин для крупнейших автоконцернов с локализованным производством в России нацелена прежде всего на содержание штата сотрудников в период ограничений деятельности предприятий, подчеркивает эксперт.
комментарии(0)