0
12921
Газета Экономика Печатная версия

13.04.2020 19:46:00

Авиаперевозчики подают сигнал SOS

Потери отрасли оцениваются в сотни миллиардов долларов

Тэги: авиаперевозки, ущерб, коронавирус, пандемия, covid 19, германия, еаэс, рф

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

авиаперевозки, ущерб, коронавирус, пандемия, covid 19, германия, еаэс, рф Фото Alex Kraus/Bloomberg via Getty Images

Пассажиропоток в аэропортах Германии упал на 98%, сообщило немецкое государственное издание DW. Только за неделю с 30 марта по 5 апреля через немецкие аэропорты прошли 97,7 тыс. пассажиров, тогда как год назад ими пользовалось свыше 4,5 млн. Мировой авиаотрасли потери от пандемии, по самым скромным подсчетам, обойдутся в 250 млрд долл. Вся гражданская авиация РФ в этом году недополучит около 250 млрд руб., подсчитали эксперты.

В объединении подчеркивают, что немецкие аэропорты находятся на пороге финансовой катастрофы из-за обрушения пассажиропотока и отсутствия доходов. Там запросили господдержки, чтобы аэропорты могли оставаться открытыми и оказывать услуги населению. Председатель правления немецкой авиакомпании Lufthansa Карстен Шпор заявил, что его компания теряет во время эпидемии «миллион евро в час», и это происходит, по его словам, «днем и ночью, неделя за неделей, и нужно исходить из того, что месяц за месяцем».

В конце марта Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщала, что в 2020 году падение доходов авиакомпаний от пассажирских перевозок под влиянием пандемии COVID-19 может составить 44%, то есть они сократятся на 252 млрд долл. По прогнозу IATA, серьезные ограничения на поездки будут сняты только через три месяца и под действием рецессии спрос на пассажирские перевозки упадет на 38%, при этом во втором квартале пассажиропоток снизится на 65%.

Судя по информации из Германии, этот прогноз мог устареть. «Авиационная отрасль переживает самый серьезный кризис. В течение нескольких недель наш предыдущий худший сценарий выглядит лучше, чем наши последние оценки», – говорил гендиректор IATA Александр де Жуниак, после того как всего за неделю ему пришлось вдвое ухудшить прогноз по потерям отрасли.

250 млрд – это весьма значительная для авиаотрасли сумма. По данным ресурса aviationbenefits.org, авиационная промышленность создает 3,6% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) стоимостью около 2,7 трлн долл. Авиакомпании перевозят более 4 млрд пассажиров в год и почти 62 млн т грузов. Предоставление этих услуг создает 10,2 млн прямых рабочих мест и вносит 704,4 млрд долл. в мировой ВВП. Таким образом, прогнозируемые потери могут составить почти 10% от вклада отрасли в мировой ВВП, или 35% от вклада авиакомпаний.

Индустрия пассажирских авиаперевозок является одной из отраслей, которая больше всего пострадала из-за пандемии коронавируса, – центры туризма закрылись, замерли туристические маршруты и деловая активность, пассажиры требуют возврата денег за билеты.

Чтобы сократить расходы, авиакомпании отправляют персонал в отпуска, в том числе неоплачиваемые (Lufthansa также), договариваются с банками о реструктуризации кредитов и уповают на помощь государств. British Airways вполовину сократит зарплаты летному персоналу за апрель и май и отправит в неоплачиваемые отпуска 4,5 тыс. своих пилотов на две недели в эти два месяца. Американская Delta отправит на отдых без содержания 13 тыс. сотрудников, относящихся к летному персоналу.

Некоторые, как в Австрии, чтобы получить хоть какую-то выручку, перевозят медицинские маски в пассажирских салонах. Кстати, по сведениям экспертов «НГ», подобные перевозки из Китая даже в грузовых отсеках пассажирских самолетов российские регуляторы запретили.

Потери несут авиакомпании и стран ЕАЭС. На днях стало известно, что из-за эпидемии коронавируса авиакомпании Казахстана потеряли до 97% доходов. Сложившаяся в авиации ситуация по своему мировому масштабу носит беспрецедентный характер и требует новых подходов и мер, заявляли в Межгосударственном авиационном комитете (МАК). Там обратили внимание, что из-за ограничительных и карантинных мер несут потери в выручке, денежном потоке и прибыли практически все предприятия гражданской авиации: авиакомпании, аэропорты, предприятия по управлению воздушным движением, компании по техническому обслуживанию, хендлингу, бортовому питанию, заправкам топливом.

Кабинет министров РФ поручил Росавиации с 27 марта полностью прекратить регулярное и чартерное авиасообщение. Исключение было сделано только для рейсов, которые вывозят россиян на родину. По данным с сайта Росавиации, в график вывозных рейсов на 13 апреля были включены два рейса из Мадрида и Подгорицы, откуда должны были прилететь около 500 человек.

Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев рассказал изданию Bell, что аэропорт потерял около 95% пассажиропотока, количество рейсов упало на 90%. Генеральный директор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев в эфире радио Sputnik отметил, что убытки авиационной отрасли РФ в связи с распространением коронавируса еще предстоит подсчитать, но ясно, что они будут велики. По его словам, на сегодняшний день, по грубым подсчетам, авиакомпании потеряют в пределах 150 млрд руб., а вся гражданская авиация – около 250 млрд руб.

Пассажиропоток в России сократился примерно в 10 раз, если сравнивать прошлую неделю с аналогичным периодом 2019 года, сказал «НГ» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «В каких-то аэропортах спад меньше, в каких-то больше. Точную статистику госорганы публикуют в конце месяца, следующего за отчетным. Введение самых строгих мер по предотвращению распространения инфекции состоялось в апреле, поэтому говорить о том, что отрасль «нащупала дно», можно будет в лучшем случае по уровню второй половины апреля – первой половины мая. Фактически же мы ожидаем, что ограничительные мероприятия продлятся до начала лета как минимум, постепенная отмена различных запретов позволит вернуться к выполнению полетов на внутренних линиях к середине лета», – сказал Пантелеев.

По его словам, в этот период отрасль недосчитается 70–90% пассажиров, в зависимости от страны. «Хуже всего ситуация в Евросоюзе, в странах Персидского залива, так как там доля международных перевозок очень высока. Лучше – в России и США, в этих странах значительная часть рейсов – внутренние, там ограничения будут сниматься быстрее. Вероятно, будет быстро улучшаться ситуация в Китае», – считает эксперт.

По итогам 2020 года мы рискуем столкнуться с падением пассажиропотока до 50% от уровня 2019 года, причем этот сценарий – не самый пессимистичный, говорит Пантелеев. «В деньгах его даже сложно оценить – ситуация труднопрогнозируема. Можно лишь констатировать, что уже сейчас ряд российских авиакомпаний прекратили полеты, часть компаний также неизбежно остановит полеты во втором квартале. Увы, вернуться в небо смогут не все из них», – предупреждает эксперт.

Пантелеев считает, что самыми тяжелыми месяцами станут август и сентябрь. В это время – наибольшая вероятность остановки деятельности авиакомпаний. В зоне риска и поставщики услуг, перед которыми авиакомпании накопят немалые долги. «Еще не так давно – менее месяца назад – оценка убытков российских авиакомпаний в более чем 300 млрд руб. казалась чрезмерно завышенной. Теперь складывается ощущение, что при худших сценариях и этой суммой дело не ограничится», – говорит Пантелеев. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Сталин ждет окончания внутриэлитного конфликта

Иван Родин

Мэрия Череповца пока не разрешила КПРФ ставить памятник вождю

0
3094
В Германии определились с проведением досрочных выборов

В Германии определились с проведением досрочных выборов

Олег Никифоров

Канцлер Олаф Шольц заявил, что не хочет вовлекать страну в прямое военное столкновение с Россией

0
2910
Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Нетаньяху положил глаз на Южную Сирию

Игорь Субботин

Израиль хочет создать буферную зону, свободную от проиранских группировок

0
2406
Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Индия стала вторым после Китая деловым партнером России

Владимир Скосырев

Москва и Дели ищут путь к устранению дисбаланса в торговле

0
2109

Другие новости