Премьер РФ Михаил Мишустин обещает представить допмеры на поддержку экономики. Фото с сайта www.government.ru
Правительство обещает малым и средним предприятиям (МСП), которые наиболее пострадали от пандемии, предоставить отсрочку по уплате налогов. Эксперты уверены: платежи для малого бизнеса нужно обнулить хотя бы на два года, чтобы избежать массовых банкротств. Очередной пакет антикризисных мер власти обещают представить на этой неделе. При этом хор требующих у государства поддержку растет день ото дня.
«Мы примем сегодня еще одно решение, соответствующий проект постановления готов: мы перенесем для малых и средних предприятий из наиболее пострадавших отраслей сроки уплаты налогов и сборов, обязательства по которым появятся в течение ближайших шести месяцев», – объявил в понедельник премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.
Он, в частности, уточнил, что таким предприятиям «не нужно будет все гасить за один день, сразу, как закончится полугодовая отсрочка», а можно будет платить равными долями в течение года после ее завершения. «То есть в некоторых случаях – практически до конца 2021 года», – пояснил глава кабмина. Заметим, ранее в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова вообще предлагали обнулить налоги для МСП (см. «НГ» от 08.04.20).
Мера, озвученная правительством, не в полном объеме способна оказать поддержку субъектам МСП, соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Равиль Ахмадеев. По его мнению, нужно говорить не только о переносе уплаты налогов, но о полном освобождении малого бизнеса от выплат как минимум на два года. Как сообщает экономист, поступления в бюджет от МСП являются незначительными.
Очевидно, эти предложения имеют под собой основания. В марте число заявлений о просрочках платежей от российского бизнеса выросло на 70% по сравнению с февралем на фоне пандемии коронавируса, сообщают в международной страховой компании Coface. Если ограничения затянутся, с российского рынка уйдет 90% ресторанов среднего ценового сегмента, предупреждают участники рынка.
В правительстве же обещают на этой неделе представить президенту дополнительные меры по поддержке экономики. «По поручению президента мы прорабатываем дополнительные меры, которые будут направлены на поддержку граждан и бизнеса. При их разработке мы также учитываем предложения бизнес-объединений, которые они присылают в правительство», – отметил Мишустин.
В частности, свой перечень предложений направит в правительство Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий крупный государственный и частный бизнес. Как поясняет глава РСПП Александр Шохин, комплекс мер содержит два блока: программу поддержки внутреннего и внешнего спроса.
В рамках поддержки внутреннего спроса в РСПП предлагают не сокращать инвестпрограммы естественных монополий, а также увеличить авансирование госзаказа для бизнеса. Однако поддерживать следует не все инвестпроекты госмонополий, а только те из них, которые влияют на поддержку спроса в других отраслях, предлагают в союзе. «Причем это должно ориентироваться на сохранение занятости именно сейчас, в 2020 году, а не, скажем, на какую-то далекую перспективу», – уточняет Шохин, предлагая поддержать отрасли, формирующие спрос в том числе и с помощью облигационных инструментов.
В рамках поддержки внешнего спроса РСПП предлагает поддерживать не только экспортеров несырьевой продукции, но и традиционный экспорт, предоставляя всем экспортерам ускоренный возврат НДС и транспортно-логистическую субсидию.
В РСПП также указывают на риск дефолта сбытовых компаний из-за отсрочек по коммунальным платежам для населения, в связи с чем в союзе намерены обсудить с правительством меры по недопущению кризиса неплатежей. По мнению Шохина, необходимо так выстроить цепочку отношений между гражданами, малым бизнесом, поставщиками тех или иных товаров и услуг и монополистами, чтобы не спровоцировать кризис неплатежей. «На текущей неделе мы будем встречаться и обсуждать более широкий круг вопросов», – приводит слова Шохина ТАСС.
Экономисты же предупреждают: меры поддержки в кризис не должны затрагивать лишь крупный бизнес. Главный экономист ВЭБ Андрей Клепач подчеркивает, что режим самоизоляции повлиял на все сектора экономики, но сильнее всего – на малый и средний бизнес. И, по его мнению, для перезапуска экономического роста и особенно деятельности малого и среднего бизнеса нужны дополнительные меры. «Эксперты обсуждают возможность предоставления всем занятым в наиболее пострадавших отраслях, включая индивидуальных предпринимателей, грантов или субсидий на уровне МРОТ (минимальный размер оплаты труда. – «НГ») или выше. Бремя платежей бизнес и государство могли бы разделить в пропорции 50 на 50», – рассуждает он.
По мнению же главы Счетной палаты Алексея Кудрина, размер самого МРОТ нужно сейчас пересмотреть. «Возможно, нужно сделать МРОТ намного выше, а затем через год, когда ситуация стабилизируется, привести его к такой величине, которая не должна стимулировать людей оставаться безработными. Для критического периода этого года или нескольких месяцев я бы даже увеличил сейчас пособие по безработице», – сообщил он в понедельник.
Глава СП в считает целесообразным не просто повышать пособие, но также дотировать компании для поддержки уровня зарплат сотрудников. Эта мера может потребовать от бюджета больше 1 трлн руб., но государство и финансовые рынки, уверен Кудрин, способны мобилизовать такие средства.
Россия уже сегодня входит в четвертую в своей истории рецессию, замечают экономисты Центра развития. Новая рецессия в силу ее необычности и увязки с вирусной пандемией сложнопрогнозируема. Однако уже сейчас важно оптимизировать объемы фискальной поддержки, считают в ВШЭ.
Они, в частности, напоминают о кризисе 2008–2009 годов, когда российские власти для поддержки экономики выделили из бюджета свыше 7% ВВП, однако это не помогло удержать экономику от падения. «Залитый деньгами» кризис 2008–2009 годов, когда спасали и бизнесы, и неэффективных собственников, законсервировал в российской экономике статус-кво, не воспрепятствовав дальнейшему усилению нефтяного крена и отставанию высокотехнологичных секторов экономики», – делают вывод экономисты.
Нынешний же кризис – это шок предложения и лишь затем шок спроса, считают в ВШЭ. В этом случае, продолжают они, начальный шок предложения, спроса и занятости естественно лечить фискальной поддержкой, чтобы не допускать лавины банкротств в реальном секторе и переноса полномасштабного шока на финансовый сектор. То есть на первом этапе кризиса логично оказывать существенную поддержку практически всем пострадавшим предприятиям, так как карантинные ограничения имеют неэкономическую природу и ведут к потерям у большинства предприятий независимо от их эффективности.
Но если рецессия затянется, подход придется изменить, советуют в ВШЭ. «Как показывает опыт, важно не сводить всю антикризисную политику к раздаче денег, а стремиться к применению новых механизмов и схем», – указывают в Центре развития. По их мнению, перспективным направлением могла бы стать фискальная девальвация, которая предполагает определенные синхронные изменения в доходной части бюджета.
«Она представляет собой замену прямых налогов, связанных с заработной платой, косвенными (налогами на потребление) и по существу является нейтральной для государственного бюджета», – объясняют экономисты. В этом случае снижение прямых налогов позволяет сократить затраты компаний на рабочую силу, способствует снижению цен внутренних производителей и росту ценовой конкурентоспособности экспорта. Повышение же косвенных налогов, в свою очередь, ведет к удорожанию импорта, никак не влияя на экспорт. А улучшение торгового баланса и рост внутреннего спроса поддерживают общий экономический рост. «В итоге фискальная девальвация может способствовать увеличению темпов роста ВВП примерно на 0,5 процентного пункта уже в течение первого года», – резюмируют в Центре развития.
комментарии(0)