Низкие заработки не позволяют многим молодым россиянам рассчитывать на большие кредиты. Фото Александра Артеменкова/PhotoXPress.ru
Среди всех возрастных групп наиболее подготовленными к экономическому кризису оказались молодые россияне. По крайней мере об этом говорят социологические опросы. Граждане РФ в возрасте до 23 лет чаще других имеют сбережения и не берут кредиты. Такие люди, как правило, не обременены семейными заботами и часто проживают с родителями, объясняют этот феномен эксперты.
Почти каждый второй респондент в возрасте от 18 до 23 лет заявил о наличии у себя сбережений, показало исследование компании «Росгосстрах жизнь» и банка «Открытие». Среди опрошенных в возрастной группе 24–39 лет деньги откладывают только 35%. А среди россиян от 40 до 54 лет о наличии сбережений говорят только 32%. Среди респондентов старше 55 лет о наличии сбережений говорят чуть менее 32%. Эти данные получены в ходе опросов 2,5 тыс. россиян из всех федеральных округов. Доля участников опроса в возрасте от 18 до 23 лет составила 22%, респондентов от 24 до 39 лет – 21%, от 40 до 54 лет – 21,7%. Доля респондентов в возрасте от 55 лет и старше составила 35,4%.
Самые молодые россияне делает накопления, несмотря на то что их среднемесячный заработок ниже, чем у других возрастных групп. Так, около 62% опрошенных в возрасте до 23 лет заявили, что зарабатывают ежемесячно от 5 до 25 тыс. руб. Почти 60% из опрошенных молодых россиян стараются получать доход из нескольких источников. Для сравнения: у большинства респондентов всего один источник дохода. Единственный источник дохода имеют, в частности, 70% участников опроса старше 55 лет.
«У современной молодежи нет желания бесцельно тратить деньги и покупать дорогие вещи. Представители поколения Z, или так называемые зумеры, копят и откладывают деньги... При этом накоплений половины опрошенных молодых людей хватит на срок от двух месяцев до полугода», – подчеркивает директор по маркет-менеджменту компании «Росгосстрах жизнь» Наталья Белова.
Россияне поколения Z оказались и противниками кредитов, предпочитая использовать средства из собственных накоплений. «Зумеры находят деньги для сбережений в том числе потому, что отказываются от кредитов. В этой возрастной категории самая высокая доля тех, у кого нет текущих обязательств перед банками (более 58%)», – отмечают исследователи. Для сравнения: в возрастной категории от 24 до 39 лет кредитов нет у 39%, в категории от 40 до 54 лет – у 42%, в категории от 55 лет – у 56%.
Молодое поколение предпочитает снимать квартиру, а не покупать ее в ипотеку, показывает опрос. Четверть респондентов в возрасте до 23 лет сообщили, что были бы готовы всегда снимать квартиру, тогда как миллениалы (родившиеся от 1979 до 2000 года) и более старшее поколение чаще предпочитают приобретать недвижимость с помощью жилищных кредитов.
Российскую молодежь действительно отличает меньший интерес к кредитам, соглашаются социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Они, в частности, отмечали, что граждане в возрасте 60 лет и старше, а также молодежь в возрасте от 18 до 24 лет оказались наименее закредитованными. Лишь каждый третий респондент в этих возрастных группах имел непогашенный кредит.
Наибольшая доля обладателей непогашенных кредитов зафиксирована в возрастной группе от 25 до 34 лет. Около 72% представителей этой группы заявляли, что у них или членов их семей есть непогашенные кредиты. Две трети респондентов в возрасте от 35 до 44 лет также имели незакрытые займы.
За последние два года молодые россияне почти вдвое снизили свою кредитную нагрузку. А граждане в возрастных группах от 25 до 44 лет, наоборот, говорили о планах взять новые кредиты в перспективе двух-трех лет.
Готовность к кризису – это наличие ликвидных сбережений, уточняют эксперты «НГ». «У молодежи сейчас в кризис таких сбережений просто нет, поэтому я могу поспорить с тем, что они оказались к готовыми к кризису. Да, представители самой молодой возрастной группы отличаются большей гибкостью, чем старшее поколение. Молодые люди, например, готовы работать курьерами здесь и сейчас, поскольку они, как правило, не имеют семьи и детей, которых надо содержать. С этой точки зрения они могут адаптироваться к ухудшению ситуации, но можно ли эту адаптивность назвать настоящей готовностью? Если нечего терять, ты ничего и не потеряешь», – рассуждает глава компании Klopenko Group Егор Клопенко. По его мнению, при такой логической подмене чуть ли не большинство россиян можно назвать хорошо подготовленными к кризису.
Тем не менее подрастающее поколение часто демонстрирует более высокую финансовую грамотность, считает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. «Молодежь более активная и мобильная в поиске различной информации. Молодые люди также более осознанно подходят к вопросу личных финансов, не рассчитывая на помощь от государства», – рассуждает он. «В целом философия и жизненный подход у них другие, да и время другое. Появляется все более широкий спектр возможностей для того, чтобы совершать инвестиции и копить, не выходя из дома или из любой точки земного шара», – говорит Абрамов.
«Молодые люди до 23 лет обычно не имеют ипотечных и других кредитов не из-за своей финансовой предусмотрительности, а просто потому, что у них нет необходимого для этого уровня доходов. Многие в этом возрасте живут с родителями или снимают квартиру с друзьями, поэтому необходимости в ипотеке просто нет», – замечает глава офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин.
«Некоторые представители самой молодой возрастной группы часто заняты в тех в сферах, где либо удаленная работа предполагалась изначально, либо переход в такой формат не создает особых проблем. Конечно, такой бизнес терпит меньшие потери, что и создает это ощущение подготовленности», – говорит Рябинин.
Наличие денежных сбережений – это не синоним готовности к кризису, спорит старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александра Бурдяк. «Молодые люди в возрасте до 23 лет в нашей стране – это в основном студенты или люди, которые только начинают карьеру. Зачастую они не проживают отдельно и пользуются бюджетом расширенного домашнего хозяйства. И границы личного бюджета здесь выступают индикатором того, что мы можем, а что не можем себе позволить. И, следовательно, что выносится за скобки мечтаний рационального человека. То есть финансовое поведение 18–23-летних в данном случае – это не стратегия автономно существующего домашнего хозяйства, а некоторый «идеальный» образ», – рассуждает эксперт. И уже через пару лет стратегия экономического поведения таких граждан может измениться.
комментарии(0)