Российские заемщики не могут похвастаться низким уровнем долговой нагрузки. Фото PhotoXPress.ru
Рецессия мировой экономики на пороге, признают западные экономисты. Так, международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) снизило прогноз роста мировой экономики более чем в восемь раз. Если ранее ожидалось, что по итогам года глобальный ВВП увеличится на 3,3%, то теперь агентство ждет, что он составит всего 0,4%. Что примечательно, часть экспертов верит в «отскок» мирового ВВП уже в 2021 году. «Учитывая возросшие с последнего экономического кризиса долги домохозяйств, которые сегодня достигают уже 60% ВВП, сделать это будет сложно», – сомневаются в Институте международных финансов (Institute of International Finance, IIF).
Несмотря на снижение ожиданий от текущего года, в S&P тем не менее прогнозируют восстановительный рост уже в следующем году. «В 2021 году ожидается его восстановление до 4,9%», – говорится в сообщении агентства.
Как сообщают в компании, они в своем прогнозе учитывали недавние данные о росте числа заявок на пособия по безработице в США, падении инвестиций, промпроизводства и розничных продаж в Китае в январе-феврале, оттоке капитала с развивающихся рынков и падении американского фондового индексаS&P 500. К слову, в компании также ожидают, что рост китайской экономики по итогам этого года замедлится до 2,9% с 6,1% в 2019 году и восстановится до 8,4% в следующем году.
Напомним, ранее аналитики существенно скорректировали прогноз по росту экономики РФ (см.«НГ» от 29.03.20).
В Международном валютном фонде (МВФ) признавали, что мировая экономика уже вошла в рецессию. «Сейчас всем ясно, что мы вошли в рецессию, такую же ужасную или даже хуже, чем в 2009 году», – сказала глава МВФ Кристалина Георгиева. Она прогнозирует, что пандемия коронавируса приведет к спаду мирового объема производства в нынешнем году, и необходимо в первую очередь оказывать помощь уязвимым предприятиям. Ситуация в глобальной экономике может улучшиться в 2021 году, только если миру «удастся справиться с вирусом и предотвратить проблемы с ликвидностью», полагает она.
Даже если экономика получит шанс на быстрое восстановление, сделать это будет сложно из-за высокого уровня задолженности домохозяйств, заявляют в Институте международных финансов.
Мировой долг домохозяйств значительно увеличился по сравнению с временем предыдущего кризиса 2008 года, следует из отчета института. «Более трех четвертей из 75 стран, включенных в выборку, в настоящее время имеют более высокие отношения долга домашних хозяйств к ВВП, чем в 2007 году», – отмечается в докладе IIF о задолженности домохозяйств в мире. Сегодня глобальная задолженность семей составляет 47 трлн долл. (60% мирового ВВП), что более чем на 12 трлн больше, чем накануне экономического кризиса 2008 года, продолжают в организации.
И столь высокий уровень задолженности домашних хозяйств усилит негативное воздействие COVID-19 и будет мешать восстановлению экономики. По мнению экономистов, в условиях массовых потерь рабочих мест необходимо готовиться к значительному сокращению текущего потребления, в том числе товаров длительного пользования. «В новом докладе Международной организации труда дается оценка потерь глобальной занятости – 25 млн рабочих мест, потери доходов – в диапазоне от 860 млрд до 3,4 трлн долл.», – отмечают в институте.
Ожидаемые потери рабочих мест, связанные с COVID-19, предполагают огромный скачок задолженности домашних хозяйств по отношению к доходам и активам. «Это может привести к резкому падению частного потребления, особенно среди семей с низким доходом и высоким уровнем задолженности», – предупреждают экономисты.
Последнее частично применимо к ситуации в РФ. Так, по данным аналитиков рынка, в России насчитывается 28–30 млн человек, имеющих необеспеченные потребительские кредиты. На январь текущего года доля просроченной задолженности составила 15,5%. Эксперты подчеркивали: зачастую должники рассчитываются со старыми кредитами за счет новых.
Причем растущее долговое бремя и вероятный удар по потреблению могут оказаться значительным тормозом роста во многих развивающихся и развитых странах, особенно там, где частное потребление составляет более половины экономической активности.
Не слишком обнадеживающую ситуацию следует ждать и на рынке жилищного кредитования. В IIF предлагают готовиться к росту числа просроченных и отсроченных выплат по ипотечным кредитам на фоне повсеместной потери рабочих мест.
В отличие от кризиса 2008–2009 годов эта рецессия не только финансового характера, но и экономического: рвутся производственные цепочки, в результате вся мировая торговля, как карточный домик, сыплется, отмечают эксперты «НГ». «И все это имеет долговременный характер: даже Китай, восстановив производство после карантина почти полностью, столкнулся с проблемой самого низкого спроса за два десятка лет. У людей кончились деньги, многие потеряли работу. В Италии начинаются голодные бунты. Восстановление в таких условиях будет долгим. В России кризис ужесточается низкими ценами на нефть, в результате чего бюджет станет дефицитным уже по итогам текущего года. А спрос поддержать правительству нечем – в отличие от других стран прямой поддержки населению в стране не оказывается. В результате после отмены карантинных мероприятий мы столкнемся с ростом безработицы и массовыми неплатежами по кредитам и ЖКХ, налогам и акцизам», – предупреждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
Вера в то, что после провального 2020 года сразу наступит год бурного роста, мало на чем может быть основана, отмечает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Пандемии могут повторяться, вирусы могут быть сезонными, а общество под воздействием паники и ограничительных мер со стороны правительств необратимо меняется, сокращая личные контакты и снижая потребление, которое было иконой капиталистических экономик последние 40–50 лет. Если потребление упадет на 30–40%, то пройдут годы, прежде чем экономики ведущих стран смогут перестроить свои производственные цепочки, адаптироваться к выросшей безработице, скорректировать государственные бюджеты», – рассуждает он.
Сейчас ясно, что потребительская активность и платежеспособность будут восстанавливаться очень долго, ведь сбережения мало у кого были достаточными для того, чтобы на них опереться в карантинное время, соглашается старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. «Даже если производство выйдет на прежние уровни, то продавать продукцию будет практически некому: люди «проедают» все, что могут заработать, сидя дома», – подчеркивает она, полагая, что долговые обязательства останутся высокими на протяжении нескольких лет. «И это действительно будет препятствовать восстановлению экономики», – считает аналитик.
Директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов напоминает, что большинству россиян, лишившихся доходов, собственных накоплений хватит максимум на один-два месяца. «А учитывая, что у многих есть кредитные обязательства, это говорит о том, что, когда все нормализуется, восстановление будет довольно затруднительным. Ведь у большинства просто может не оказаться денег», – говорит он.
комментарии(1)
0
dlz 06:19 02.04.2020
Для экономики в новой ситуации пока больше "плюсов". Решение не закрывать стройки оказалось благоприятным как для строительного производства, так и смежных отраслей. Явно выигрывает и "новая экономика": спрос на программистов, и так зашкаливавший прошлые годы, вырастет еще больше. Сильно уменьшится трудовой экспорт и импорт туристических услуг. Нефтяникам придется начинать умную трансформацию. Мелкие магазины и универмаги будут в фаворе перед мега-маркетами и "торговыми центрами".