Фото сайта 24tv.ua
Хозяйственные споры между родственниками, как правило, развиваются по весьма драматичным сценариям. Ведь помимо материальных разногласий и претензий друг к другу в дело вмешиваются взаимные обиды и сильные эмоции. Ярким примером такой «Санта-Барбары» могут служить многолетние атаки Елены Батуриной на родного брата Виктора. Шекспировские страсти и запутанные схемы финансовых взаимоотношений брата и сестры ставят в тупик не только российское правосудие, но также судей Австрии, Великобритании. Но если Виктор Батурин судился только за свою долю в бизнесе, то Елена не остановилась перед тем, чтобы отправить брата в тюрьму. Коротко напомним, как все начиналось.
Супруга бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова раскрыла свои предпринимательские таланты настолько, что одно время даже возглавляла «женский» список «Форбс». Расцвет бизнес-империи Елены Батуриной пришелся на тот период, когда Юрий Лужков занимал пост московского градоначальника. Многие полагали, что совпадение это неслучайно. Во время выборов 1999 и 2000 годов Сергей Доренко в своей аналитической программе подробно разбирал эту тему. Лужков пытался оправдываться, что к бизнесу жены не имеет отношения, ее фирма производит лишь «ведра и тазики», но результаты выборов показали, что люди Лужкову не поверили.
Борис Немцов посвятил «семейному бизнесу» Юрия Лужкова и Елены Батуриной целый доклад и даже пытался обращаться в правоохранительные органы с требованием привлечь мэра города к ответственности за коррупцию. Немцов в своем докладе утверждал, что состояние в 4,3 млрд долл. Батурина «сколотила», когда вышла на земельный и строительный рынок. Немцов ссылался на 20 постановлений Лужкова, которые позволили Батуриной осуществить коммерческую застройку 1300 га земли в Москве на льготных условиях.
Адвокат давнего бизнес-партнера Елены Батуриной Шалвы Чигиринского сообщал Высокому суду в Лондоне о деловых взаимоотношениях своего клиента с Батуриной, в ходе которых, как можно видеть, она, по его мнению, является настоящим рейдером. По показаниям адвоката Чигиринского, тот был намерен развивать в Москве нефтяные и девелоперские проекты, но «сфера влияния г-жи Батуриной в Москве такова, что ни один крупный проект не может быть реализован без ее поддержки». «Партнерство» с Батуриной свелось к тому, что Чигиринский самостоятельно финансировал свои проекты, а Батурина обеспечивала «гарантии» того, что проекты не встретят бюрократических препон. Или, как у нас принято говорить, предоставляла админресурс.
Чигиринский также сообщал, что Батурина предпочитала устные договоренности и лишь в 2003 г. сообщила ему о намерении «формализовать договоренности» о партнерстве письменно,
В конечном счете, партнерство с Батуриной обернулось тем, что Чигиринский уехал в США, а в офисах его фирм в России начались обыски в связи с обвинениями в неуплате налогов.
В споре Батуриной с Чигиринским примечателен тот факт, что даже лондонскому суду сложно разобраться в том, сколько именно царица Москвы была должна своим партнёрам.
Такая же путаница присутствует и в разбирательствах Батуриной с братом Виктором.
Компания «Интеко» создавалась братом и сестрой Батуриными в 90-х годах на паритетных началах – 50 на 50. Однако со временем, «партнерство» с сестрой стало обходиться Виктору Батурину слишком дорого. Потом он был уволен с руководящей должности. А в 2011 году арестован и осужден по обвинению в мошенничестве. Обвинила его в этом родная сестра.
Так финансовые разногласия с сестрой стоили Виктору Батурину тюремного срока. Он был арестован прямо в офисе компании «Интеко», которой они владели и управляли совместно, и осужден судом на 7 лет. Сейчас, уже выйдя на свободу, Виктор вновь пытается отстаивать свои права в созданном совместно с сестрой бизнесе.
Виктор Батурин требует финансовой компенсации за акции компании «Интеко», которые, по его мнению, у него похитили. И снова мы наблюдаем так любимую Батуриной путаницу с документами и «устными соглашениями». Так, в интервью журналу «Форбс» Виктор Батурин возмущенно заявлял: «Никакого устного договора дарения мною акций не было и быть не могло. Это выдумки, не имеющие логического объяснения. Сестра заявляет, что сделка была исполнена вообще без документов, как будто ее предметом была коробка конфет или небольшой памятный сувенир. Не представляю, как можно взять и подарить акции такого большого предприятия, как «Интеко», не оформив это никак вообще».
Ещё в 2010 году Виктор Батурин направил заявление в Следственный комитет, в котором сообщал, что ему пришлось подписать мировое соглашение, потому что при спорах с Еленой Батуриной «никому в Москве не суждено было добиться справедливого правосудия», - цитировала бизнесмена газета «Коммерсант». По утверждению Батурина, сестра незаконно присвоила принадлежащие ему 24% акций.
Впрочем, и сама Батурина могла оказаться в местах не столь отдаленных. Отставка Юрия Лужкова и уголовное дело по фактам хищений в «Банке Москвы» ударили по бизнесу «Интеко». Батурину вызывали на допрос в качестве свидетеля по делу «Банка Москвы».
В тяжбу брата и сестры о компенсации за 25% акций компании «Интеко» втягиваются новые игроки. Например, конкурсный управляющий активами Виктора Батурина Эренцен Манжеев, который подавал иск против Елены Батуриной, ставший основанием для объявления ее в федеральный розыск. Однако журнал «Форбс» сообщал, что и на самого Манжеева организовано давление: «Оппоненты Елены Батуриной утверждают, что она, давая показания на одном из процессов, сказала: «В России уже заведено уголовное дело против конкурсного управляющего моего брата, господина Манжеева, который проходит по нему в качестве подозреваемого», - говорится в публикации журнала.
Подводя некоторые итоги можно констатировать, что «партнерство» с Еленой Батуриной – дело опасное. В этом убедились не только ее бывшие бизнес-партнеры, но и родной брат Виктор Батурин.
Её методы ведения бизнеса - это трактовать все разногласия в свою пользу. Такой оригинальный «метод Батуриной», похоже, доказал свою эффективность и применяется его автором до сих пор.
Поскольку на Западе, где сегодня проживает Батурина, в отсутствие административного ресурса её предпринимательский дар так и не проявился, есть основания полагать, что она готовится вернуться на российский рынок в качестве опытного игрока.
«Что остается сделать Елене Батуриной, чтобы как-то изменить неприглядную картину, складывающуюся сегодня в информационном поле, прежде всего, за рубежом, или хотя бы притормозить поток материалов на тему стремительного крушения ее некогда могущественной бизнес-империи? Конечно, нанять в Англии частное PR-агентство RedSquare, которое должно заняться репутацией знаменитой клиентки и вывести ее из-под информационных ударов в европейских СМИ», - пишет «Собеседник». Но даже если улучшением имиджа Батуриной на Западе действительно занимается британское пиар-агентство, судя по тому, как развивается ее тяжба с братом, складывается мнение, что методы у Батуриной остались прежние, из лихих 90-х, - как минимум сомнительные, как максимум рейдерские.
комментарии(0)