0
13186
Газета Экономика Печатная версия

23.03.2020 20:08:00

Пандемия лишит миллионы россиян источников дохода

Экономическое опустошение ударит по малому бизнесу, и это только начало

Тэги: экономика, коронавирус, пандемия, рабочие места, малый бизнес, ущерб

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика, коронавирус, пандемия, рабочие места, малый бизнес, ущерб Фото pixabay.com

Истинный масштаб предстоящего экономического бедствия власти могут даже не осознавать. До четверти рабочих мест в РФ создаются малым бизнесом, речь идет, по экспертным оценкам, о 15–18 млн человек. Вскоре они столкнутся с сокращением или полным исчезновением источников дохода. Основное, что предлагает правительство малому бизнесу, – налоговые и кредитные послабления. Но это было актуально до пандемии, когда экономика постепенно скатывалась в кризис. Сейчас выходят на первый план иные вопросы: какие рабочие места будут востребованы в новых реалиях, какую альтернативу получат люди в случае ухода с рынка их работодателей, кто будет создавать бизнес после окончания пандемии.

В Минэкономразвития (МЭР) сообщили, что в ближайшие несколько месяцев малый бизнес, особенно в крупных городах, ощутит на себе негативные последствия из-за ситуации с распространением коронавируса.

«Поэтому очень важно сейчас сосредоточить все меры на том, чтобы дать передышку, подождать, переждать время, когда появится определенность», – пояснил в телеэфире глава МЭР Максим Решетников.

«В любом случае все эпидемии, все эти шоки временные, потом экономика, безусловно, вернется на траекторию роста. Но какой будет эта траектория, очень сильно зависит от того, насколько адекватно и быстро мы будем принимать меры сейчас», – уточнил он.

Но именно адекватность масштабу бедствия тех мер, которые предлагает правительство, как раз и вызывает сомнения. Перечисленные в экономическом пакете решения были бы актуальны до пандемии – когда экономика постепенно скатывалась в кризис и когда нужно было запустить драйверы роста, поддержав частную инициативу.

Так, власти планируют расширить льготные программы кредитования малых и средних предприятий, отсрочить арендные платежи и – для микропредприятий – страховые взносы, ввести мораторий для проверки бизнеса (когда предпринимательская деятельность не несет существенных рисков для жизни и здоровья граждан).

Но сейчас на первый план выходят уже другие вопросы: какие альтернативы готовы предложить власти тем миллионам граждан, которые частично или даже полностью лишатся средств к существованию в условиях, когда предоставляемые бизнесом услуги и товары окажутся в принципе не востребованы, когда произойдут системно значимые изменения и рынок захлестнут банкротства.

«Сформировали перечень системообразующих предприятий, их примерно 600, и прорабатываем критерии и правила их поддержки в случае необходимости», – сообщил ранее президенту первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Но что с малым бизнесом? Он, судя по всему, остался за рамками списка системообразующих структур. Создается впечатление, что для власти малый и средний бизнес – это вещь в себе, не поддающаяся классификации и осмыслению. Пока не видно внятного анализа, какие именно предприятия малого и среднего бизнеса критически важны для страны, во-первых, с точки зрения занятости, а во-вторых, с точки зрения обеспечения граждан необходимыми товарами и услугами.

В середине прошлого года аналитики Сбербанка сообщили, что малые и средние предприятия вместе с индивидуальными предпринимателями обеспечили около четверти рабочих мест на российском рынке. По данным проекта «СберДанные», это 18,3 млн рабочих мест, многие из них сконцентрированы в крупных городах.

«Сейчас под угрозой доходы всех лиц, занятых в мелком и среднем бизнесе. Всего таких работников около 15 млн человек, – сообщил «НГ» замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования Российского академии наук Александр Широв. – Не все они потребуют поддержки, но масштаб проблемы существенный. Прежде всего потребуется поддержка тем, кто проживает в крупных городах». По его словам, меры, которые обещаны государством, «носят пока крайне ограниченный характер». «Главная проблема – возможное снижение оплаты труда, – считает Широв. – В условиях ограничения передвижения и других запретов могут потребоваться меры прямой компенсации выпадающих доходов из бюджета».

«Главными жертвами пандемии станут предприятия сферы услуг. Это то самое малое и среднее предпринимательство, на рост которого правительство делает ставку», – обратил внимание член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Им могут потребоваться как налоговые каникулы, так и прямые финансовые инъекции.

60-4-1350.jpg
Малому бизнесу предстоит болезненный
период адаптации к новым реалиям. 
Фото агентства «Москва»
«Десятилетиями росли сервисные отрасли, завязанные на искусственные или сиюминутные потребности, на образ жизни и постоянные визиты клиентов», – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета Игорь Строганов. Сейчас мы имеем дело с форс-мажорным рынком, на котором уменьшаются и количество, и платежеспособность, и сиюминутные потребности клиентов. Эксперт перечислил сферы повышенного риска: общепит, туристическая отрасль, сервисы (салоны красоты, массажа), сфера платного образования для детей и взрослых (кроме тех школ, которые изначально заточены под дистанционный формат), сфера услуг по ремонту, сфера развлечений и организации мероприятий и т.п.

Хотя, как полагает Строганов, государство не должно заниматься точечной или массовой поддержкой малого и среднего предпринимательства, «его задача – поддерживать государствообразующие институты: связь, медицину, безопасность, продукты питания, ЖКХ».

«Да, очень многие предприятия не выдержат нескольких месяцев карантина. Но почему государство должно тратить деньги на рестораны, дизайн и развлечения? Как показывает опыт, после кризиса образовавшиеся ниши будут моментально заполнены новыми игроками, да и скорее всего сама модель потребления и оказания услуг значительно поменяется», – считает Строганов.

Но такие рассуждения не снимают вопроса о судьбе граждан, лишившихся и заработка, и места работы. Более того, зная предысторию об отношении чиновников к предпринимательской инициативе, можно предположить, что далеко не каждый новый проект получится развить до того состояния, когда он сможет предоставить хорошо оплачиваемые стабильные рабочие места.

«Основным критерием спасения должна быть социальная функция – сохранение рабочих мест, – считает заместитель руководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова. – По разным оценкам, предприятия, которые закрываются из-за эпидемии, вынуждены будут сократить минимум 50–75% персонала, а может быть, закрыться вообще, если государство не придет на помощь».

«На период карантина гражданам, лишившимся трудовых доходов, важно предоставить адресные меры социальной поддержки. Кроме того, после завершения карантина лицам, потерявшим работу, необходимо оказать содействие в трудоустройстве», – уверена начальник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина.

В то же время, как считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, риски потери всего или части дохода сейчас присутствуют плюс-минус для 90% россиян. «Бизнес, вне зависимости от своих масштабов, будет страдать от снижения деловой активности и падения оборота, сотрудники компаний – от сокращений штатов и отсутствия у работодателя средств для повышения размера оплаты труда, самозанятые – от снижения спроса на их услуги, бюджетники – от сокращения возможностей государства, вовлеченного в «тушение пожара» в экономике», – ожидает эксперт.

По его словам, единственное, что сейчас может сделать государство, – «начать вливать деньги в бюджетников и госсектор в надежде на то, что поток средств, устремившись по вертикали вниз, будет достаточным для поддержания экономики». Но ситуация беспрецедентная, сколько еще она продлится, не скажет никто. Поэтому, как пояснил эксперт, сложно говорить и о том, какими средствами будет располагать государство к началу восстановления.

Все это не должно быть поводом отказаться от карантинных мероприятий. Но это повод задуматься о более системной поддержке и развитии экономики, рынка труда.

В сложившихся условиях, конечно, нужно обеспечивать население жизненно важными товарами – продовольствием, медикаментами и т.д. Но нужно думать также на перспективу. Пока, как уточнил Широв, непонятно, как после значительной паузы запустить нормальный рост той части экономики, которая напрямую связана с малым бизнесом. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Год Змеи может стать для Африки годом голода

Год Змеи может стать для Африки годом голода

Данила Моисеев

ООН опасается, что низкая эффективность гуманитарных миссий на континенте приведет к катастрофе

0
969
«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

«Прекращение финансирования – хорошая встряска для руководства Абхазии»

Анастасия Коскелло

Политики и чиновники рассуждают о причинах кризиса в отношениях с Москвой

0
1925
Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий в России продлевается до конца 2027 г

0
528
О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

О казусе Фицо и экономическом нейтралитете

Чем объясняется самостоятельность отдельных элит в отношениях с Россией

0
1257

Другие новости