На фоне эпидемии медицинский персонал нуждается в более тщательной защите, как и пациенты. Фото Николая Дудукина/PhotoXPress.ru
Оптимизация и недофинансирование здравоохранения – ошибка, цена которой слишком высока. Это показывает опыт Италии: пиковая нагрузка привела к дефициту медицинского персонала, оборудования, средств индивидуальной защиты врачей. Пока у России есть небольшой временной лаг, позволяющий с учетом опыта других стран подготовиться к экстренной ситуации. Власти выделяют около 12 млрд руб. на поддержку медицинских работников, закупают оборудование. Но необходимо решить много проблем. Особенно в регионах. С мест поступают сообщения о нехватке простейших средств защиты и недовольстве медицинских работников.
Минпромторг пообещал в ближайшее время устранить дефицит медицинских масок в аптеках. «Если раньше, в обычное время, на маски был спрос 400 тыс. в год, то сейчас все требуют десятки, сотни миллионов. Мы сейчас наладим производство масок, в этом нет никаких проблем», – заявил в телеэфире замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Некоторые чиновники напоминают, что маски можно сшить самостоятельно. «Каждый может себе пошить семислойную маску и два раза в день проглаживать утюгом, что эквивалентно тем маскам, которые мы покупаем в аптеках», – цитирует РИА Новости министра здравоохранения Пензенской области Александра Никишина. Отсутствие масок в аптеках – «не трагедия: можно маски шить самим, используя марлю и бинты шириной 14 см», рассказала руководитель башкирского Росздравнадзора Динара Гашимова.
Но проблема в том, что в ряде случаев, судя по всему, не хватает масок и медперсоналу. Никишин уточнил, что «в лечебных учреждениях к пошиву масок приступили». Он уверил, что в ближайшее время в Пензенскую область поступит партия из 50 тыс. масок, которые будут направлены в лечебные учреждения.
При этом очевидно, что простых масок для работы с пациентами, у которых диагностирован или даже просто подозревается COVID-19, будет недостаточно, необходимы более надежные средства защиты от специальных респираторов до костюмов.
Итальянский опыт показывает, как высока цена недофинансирования системы здравоохранения и промедления с принятием стратегически важных решений. Национальная служба здравоохранения оказалась не готова к столкновению с COVID-19, сообщил ранее итальянский еженедельник lEspresso.
«Перед тем как раздался сигнал тревоги о коронавирусе, система уже работала на 150% своего потенциала… Пришлось штопать всюду, где слишком много разрезов сделали те, кто руководил нашей страной в последние годы», – отмечает издание. Сообщается о недофинансировании отрасли в размере 10 млрд евро.
«Сейчас в мою больницу поступают по 60–80 зараженных в день. Их все больше, но главное – все разом, все в тяжелом состоянии, разного возраста, люди, которые до заражения были крепки и здоровы. Если эта новая волна не спадет, систему здравоохранения ожидает крах», – рассказал в интервью итальянской газете Repubblica врач из Бергамо. Он сообщил, что из-за особого течения болезни в отделении интенсивной терапии койки оказываются заняты «втрое дольше обычного». Это ставит врачей перед нелегким выбором – кому предоставить место.
В другом своем материале l’Espresso уточняет, что из-за нехватки медицинских масок, тест-систем и халатов напряжение среди медицинского персонала достигло высочайшего уровня. Отраслевое объединение Ломбардии и Пьемонта предупредило о забастовке. «Мы существуем в условиях развала… Нам срочно необходимы средства индивидуальной защиты и тест-системы, мы не пушечное мясо. Мы становимся носителями инфекции и опасаемся за свои семьи. Кажется, что в указе, который должен быть одобрен правительством, социальным работникам предусмотрено вознаграждение в тысячу евро. Это жалкая подачка», – цитирует издание представителей итальянского профсоюза младшего медицинского персонала.
В некоторых российских регионах тоже есть проблемы. В среду стало известно, что «около 200 сотрудников скорой помощи Рязани выступили с заявлением о своей готовности начать с 31 марта «итальянскую забастовку». Об этом сообщается на сайте межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие». Причина протеста – «низкие зарплаты и трудовые сверхнагрузки».
«Итальянская забастовка» (или «работа по инструкции») предполагает, что «фельдшеры выездных бригад будут отказываться от работы в бригаде с неполным составом». «Медработники откажутся также от совместительства и перейдут к работе на одну ставку, а водители намерены отказываться от подработок в свои выходные дни и выезжать на автомобилях с неисправностями», – уточняет профсоюз.
Остается надеяться, что у России есть временной лаг, который при оперативном и системном подходе властей позволит учесть этот опыт, минимизировать негативные последствия эпидемии.
В центре внимания должны быть безопасность медицинских работников, обеспеченность больниц койками, оборудованием, средствами лечения и защиты, доступность для граждан качественной медицинской помощи. Уже есть больницы, которые показывают хороший пример для подражания другим.
Кроме того, объявлено о выделении из резервного фонда правительства 11,8 млрд руб. на финансовую поддержку медицинских работников, участвующих в оказании помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска. Это важное решение.
Но будет ли его достаточно? За период 2000–2018 годов в стране почти в полтора раза сократилась численность больничных коек – до 80 на 10 тыс. человек; почти в два раза сократилась численность коек в инфекционных больницах – до 4 на 10 тыс. чел., следует из данных Росстата. В целом число больниц тоже сократилось за этот период вдвое – до 5 тыс. на всю страну. Достаточно ли «мощностей» для преодоления экстренной ситуации?
В правительстве сообщают, что поводов для паники нет. «На сегодняшний день вместе с субъектами РФ мобилизованы мощности всех инфекционных стационаров, развернуто более 55 тыс. коек, из них 28 тыс. – детские, более 12 тыс. реанимационных коек и 296 обсерваторов. Всего подготовлено 7,5 тыс. мельцеровских боксов, в которых должны проходить лечение заболевшие, – отчиталась президенту Владимиру Путину вице-премьер Татьяна Голикова. – Готовы к использованию более 40 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Также мы имеем 124 аппарата ЭКМО. Дополнительно правительством выделены средства еще на закупку свыше 500 аппаратов ИВЛ, из них 17 – аппаратов ЭКМО».
«В социальных сетях появляется информация относительно того, что система здравоохранения не готова. У нас на сегодняшний день с учетом той потребности, которая может возникнуть при заболеваниях, медицинские учреждения обеспечены, – продолжила она. – Во всех медицинских организациях создан двухнедельный запас лекарственных препаратов, неснижаемый запас средств индивидуальной защиты».
«Наша медицина, как и медицина любого другого государства, не рассчитана на столь массовый наплыв. Резервы, конечно, есть. Но то оборудование, которое необходимо, стоит дорого, и быстро его импортировать не представляется возможным. Единственный способ в условиях, когда купить оборудование даже при наличии денег невозможно, – тщательное планирование и учет и максимальное использование профилактических мер», – комментирует доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская.
«Серьезным подспорьем профессионалам в критической ситуации могли бы стать волонтеры, привлечение которых оправданно и возможно», – отмечает доцент по кафедре государственного и муниципального управления Кирилл Парфенов. Но и волонтеры нуждаются в поощрении, причем не только нематериальном, обращает внимание Лебединская.
комментарии(0)