Госдума приняла закон о неизменности условий работы для крупных инвесторов. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Ни колоссальное падение цен на нефть, ни уходящий в свободное падение рубль, ни пандемия коронавируса с его неясными последствиями для экономики не способны отвлечь российских чиновников от ранее запланированных процедур. Так, в четверг в третьем чтении Госдума утвердила, инициированный правительством закон о защите и поощрении капитальных вложений. Чиновники надеются, что новый закон запустит в стране новый «инвестионный цикл», позволит оживить инвестклимат в российских регионах. Российские власти несколько запоздали в попытке привлечь капиталы в экономику РФ, сетуют эксперты.
Госдума РФ приняла в третьем, окончательном чтении закон, который вводит в России механизм заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Согласно новому закону, бизнес обязуется инвестировать определенные суммы (от 250 млн до свыше 10 млрд руб.) в проекты в обмен на неизменность налоговых и неналоговых условий работы.
Напомним, законопроект был внесен в ГД еще в конце прошлого года. При этом изначально предполагалось, что новый закон станет этаким инвестиционным кодексом, по которому в том числе регулировалась бы работа компаний в РФ в рамках общего и проектного инвестиционных режимов. Однако в процессе обсуждения законопроекта от единого инвестиционного кодекса было решено отказаться.
Новый закон должен был регламентировать работу компаний в стране с учетом общего и проектного инвестрежимов. Так, для работы в общем режиме не нужно было заключать соглашения о защите инвестиций, также не было требований к минимальному объему инвестиций. При этом вводилась отсрочка на три года для всех нормативных актов или федеральных законов, которые ухудшают условия инвестиционной деятельности компаний.
В свою очередь, при проектном инвестиционном режиме вводились требования к минимальному объему собственных инвестиций, к общему объему проекта и предполагалось заключение соглашений о защите инвестиций. В обмен на это компании должны были получить неизменность налоговых условий на весь срок реализации проекта. Для крупных инвестпроектов появлялась возможность дополнительно зафиксировать либо формулу расчета тарифа на услуги монополий и вывозные таможенные пошлины, либо ставки платы по обязательным платежам.
В принятом в четверг законе нет упоминания об общем инвестиционном режиме, есть требования к компаниям, которые могут заключить СЗПК. Из текста документа также убрали требования к общему объему проекта, оставив только необходимый объем капвложений организации, реализующей проект. В частности, для проектов в сфере здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта предлагаются вложения на сумму не менее 250 млн руб. Не менее 500 млн руб. – для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства, не менее 1,5 млрд руб. – для новых проектов в сфере обрабатывающего производства и не менее 5 млрд руб. – для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
Что касается крупных проектов с объемом инвестиций не менее 10 млрд руб., то для таких компаний может быть дополнительно зафиксирована неизменность вывозных таможенных пошлин, введен запрет на увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного и экологического сбора. Либо могут быть зафиксированы ставки платы за единицу объема лесных ресурсов.
Стабилизационная оговорка также означает неизменность части налоговых условий. В частности, под нее подпадают налог на прибыль, на имущество, транспортный налог, сроки уплаты и порядок возмещения НДС. При инвестициях от 10 млрд руб. в нее также могут быть включены неналоговые платежи (на срок до трех лет). Кроме того, как обещается, инвесторы в рамках СЗПК получат возможность компенсации понесенных ими расходов на транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную и цифровую инфраструктуру за счет вновь поступающих налогов от проекта.
Отдельно уточняется, что проекты в сфере игорного бизнеса, производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи сырой нефти и природного газа, оптовой и розничной торговли, деятельности финансовых организаций, строительства административно-деловых и торговых центров, а также жилых домов не смогут претендовать на льготы в рамках СЗПК.
К новым проектам будут относиться проекты, решение о финансировании по которым принято не ранее 7 мая 2018 года и не позднее 31 декабря 2021 года.
Российские парламентарии надеются, что новый закон позволит улучшить инвестклимат в регионах РФ. Главным достижением законопроекта является то, что он создает еще одну возможность для бизнеса и при этом не рушит предыдущие возможности, как это нередко бывает, отмечал глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Я бы отметил здесь важнейшее обстоятельство для тех, кто решит воспользоваться этой возможностью: это стабильность налоговых условий, то, что в налоговом праве исторически ласково называют «дедушкина оговорка». Сегодня она самостоятельно прописана для этого режима в НК и гарантирует неизменность налоговых условий», – подчеркнул парламентарий.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что российские власти в своем стремлении запустить новый «инвестиционный цикл» в стране несколько запоздали. «Медленные темпы роста российского ВВП в 2017–2019 годах являются прямым следствием недоинвестирования в большинство отраслей, за исключением добычи полезных ископаемых, транспорта и недвижимости», – считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. И одним из возможных способов исправления этого перекоса, по ее мнению, является корректировка законодательства, в том числе и поправки в Налоговый кодекс, которые распространяют действие налоговых мер, стимулирующих капвложения, на всех инвесторов, а не только на отдельных.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал отметил при этом: «На период эпидемии реализация законопроекта может быть отложена. Сейчас предсказать ситуацию невозможно, данные постоянно устаревают, курсы все время меняются, и дать оценку ущерба, нанесенного российской экономике, пока не представляется возможным». Тем не менее, продолжает представитель ассоциации по защите малого бизнеса, в сложившейся ситуации очень важно поддержать бизнес, а не накладывать на него дополнительную нагрузку.
Политика, стимулирующая инвестиции, и политика, направленная на минимизацию ущерба от кризиса, должны проводиться одновременно, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Это означает, что потенциальных инвесторов нужно не только привлекать ценами на недооцененные по мировым рынкам активы, но и гарантировать стабилизацию условий и защиту прав собственности. С последним дела обстоят хуже с учетом практики силового давления на предпринимателей и даже руководителей инвестфондов», – напоминает он.
А поскольку законопроект много раз переписывался и его нормы скорее сокращали, чем добавляли льготы и число их получателей, его принятие в качестве закона не приведет к существенному росту числа инвестиций, резюмирует аналитик.
комментарии(0)