0
4764
Газета Экономика Интернет-версия

13.03.2020 09:49:00

Повышение ключевой ставки будет ошибкой Центробанка

Поддержка спроса - главное, чем следует заняться финансовым властям в условиях падения цен на нефть и распространения коронавируса

Тэги: центробанк, финансы, рубль, спрос, политика, кризис, коронавирус, деньги, курс рубля


центробанк, финансы, рубль, спрос, политика, кризис, коронавирус, деньги, курс рубля Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Падение курса рубля, последовавшее за резким снижением цен на нефть, угрожает ростом инфляции. На ослабление курса национальной валюты с начала года примерно на 20% требует ответных действий Центробанка, который исторически реагирует на такое повышая процентную ставку. Но, как пишет в своей колонке в "Ведомостях" директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Олег Замулин, сейчас подобное повышение было бы ошибкой. По мнению эксперта, наоборот, ставку нужно продолжать снижать.

Что бьет по экономике

Как пишет Замулин, важно понимать природу удара по рынку нефти, рублю и, в итоге, по российской экономике. "Ударов, как известно, произошло два, и разделить их эффекты непросто. Во-первых, распространение коронавируса и риски мировой рецессии обрушили цену на нефть с изначального уровня около $65 за баррель в начале года до примерно $50 к пятнице 6 марта. Во-вторых, срыв сделки ОПЕК+ и начавшаяся ценовая война на рынке нефти обвалили котировки еще на столько же, в итоге они упали до уровня около $35. Но однозначно списывать всё второе падение только на срыв сделки опрометчиво –информация о вирусе из разных стран поступает все более тревожная, так что скорее два эффекта дополнили друг друга", - отмечает Замулин.

Коронавирус в первую очередь привел к сокращению совокупного спроса, поскольку граждане отказываются от поездок, отменяются конференции и прочие публичные мероприятия. Все это означает прямые экономические потери для туристического и транспортного секторов. "Не исключено сокращение спроса на прочие услуги, особенно во всем, что связано с массовым скоплением людей: пункты общественного питания, кинотеатры, торговые центры. Наконец, падение цен на нефть вызовет падение доходов через два канала: прямой эффект от снижения валютной выручки и косвенный – через удорожание импорта, в следствие чего у населения останется меньше денег на покупку отечественных товаров и услуг. В более жестком сценарии будут временно закрываться производственные объекты и образовательные учреждения", - констатирует эксперт.

А вот срыв сделки ОПЕК+ по словам Замулина, менее значим, чем коронавирус, поскольку он просто вызвал падению цены на нефть, без других эффектов. Тем не менее, и это падение цен также приведет к удорожанию импорта и падению доходов. "Эффект, скорее всего, продлится несколько месяцев: дешевая нефть приведет к заморозке части месторождений сланцевой нефти в США, после чего котировки нефти должны частично восстановиться. Поэтому главная тема сейчас – не нефть, а вирус", - уверен Замулин.

Чем нужно ответить

Для того, чтобы минимизировать социальные и экономические последствия от происходящего, действовать нужно не столько в рамках экономической политики, сколько в рамках борьбы с самим вирусом, считает эксперт. Необходимо, в частности, оперативно выявлять зараженных людей, строить специальные больницы, вести просветительскую работу с населением и т.д. Это уже делается и пока вирус не получил в РФ большого распространения.

Но необходимо действовать на экономическом направлении. "В первую очередь требуются действия со стороны денежной и бюджетной политики для поддержания падающего спроса. После аномально жесткой комбинации этих двух политик в прошлом году (повышение НДС, задержка госрасходов, повышение ключевой ставки в конце 2018 г., ужесточение макропруденциального регулирования) в этом году экономике, наоборот, понадобится стимул, особенно если ситуация с вирусом получит развитие. Собственно, во всем мире уже прошла волна понижения процентных ставок – они снижены в Китае, Индонезии, Австралии, Малайзии, США, Канаде, Англии и ряде других стран, ЕЦБ объявил пакет стимулирующих мер. В Гонконге правительство решилось на единовременный трансферт в 10000 гонконгских долларов каждому гражданину. Во многих странах также запланированы масштабные дополнительные государственные расходы. Эти меры должны поддержать совокупный спрос и помочь восстановить экономику. Единственной страной, центральный банк которой принял нестандартное решение и, наоборот, поднял ставку, стал Казахстан, в котором инфляция уже некоторое время превышает целевой уровень", - считает Замулин.

Причем в России инфляция сейчас значительно ниже цели. В частности, в феврале годовые темпы составили 2,3%, а помесячная динамика – еще ниже. Поскольку у Банка России симметричная цель по инфляции в 4% («недолет» является таким же промахом, как и «перелет»), до падения цен на нефть рынок ожидал продолжения снижения ставки, и Банк России заявлял, что будет рассматривать именно такую политику. Но есть ли необходимость пересматривать эти планы сейчас, - задается вопросом Замулин.

"Обесценение рубля подхлестнет рост цен, и мы знаем, что в таких ситуациях наш Центральный банк повышал процентную ставку в рамках политики таргетирования инфляции. Однако механистически реагировать на любое ускорение инфляции неправильно, реакция должна зависеть от ее природы. В первую очередь, ставки нужно повышать в ответ на инфляцию, вызванную ростом спроса. Но сейчас ситуация другая. Падение цены на нефть и обесценение рубля дадут неизбежный краткосрочный всплеск инфляции, но дальше она будет снижаться из-за ослабевшего спроса. В некотором смысле это даже не инфляция, а просто одноразовое повышение уровня цен", - считает эксперт.

По его мнению, хорошим аналогом является повышение Банком России ключевой ставки в конце 2018 года в ответ на грядущее увеличение НДС и обесценение рубля после летних санкций. "Логика тогда также заключалась в том, что оба эти фактора разгонят инфляцию, и на какое-то время это действительно произошло – рост цен действительно ускорился в конце 2018 г. и в начале 2019 г. Однако дальнейшая динамика была прямо противоположной – и повышение НДС, и обесценение рубля подавили спрос в экономике и снизили темпы инфляции, которая по результатам года составила всего 3%, а экономический рост замедлился до 1,3%. С учетом этих цифр становится все более очевидным, что повышение ставки в конце 2018 г. не было обоснованным.

Одним из аргументов в пользу увеличения ставки может стать не борьба с инфляцией, а поддержка рубля — его чрезмерное падение может спровоцировать панику на рынке. Однако этот аргумент также не выдерживает критики. Во-первых, некоторое обесценение рубля в ответ на падение цены на нефть — нормальное явление, и оно уже произошло, хотя, конечно, потребуется еще некоторое время, прежде чем курс нащупает свой новый равновесный уровень. Во-вторых, отчасти падение рубля и так сглаживается бюджетным правилом, в рамках которого Банк России уже начал продавать валюту на открытом рынке. Наконец, в-третьих, если сверх равновесного обесценения последуют спекулятивные скачки курса, то их можно будет сглаживать дополнительными валютными интервенциями или сделками валютного РЕПО. А повышение ключевой ставки не является эффективным инструментом против действий спекулянтов, так как едва ли повлияет на их поведение: для компенсации колебаний курса потребуется очень большое увеличение ставки, которое станет существенным дополнительным ударом по экономике", - полагает Замулин.

Стимулирование спроса приоритетно

Эксперт приходит к выводу, что процентную ставку, как минимум, не надо повышать, а возможно, даже стоит следовать изначальному плану ее понижения для поддержания экономики и возвращения инфляции на таргетируемый уровень. "Стоит сделать оговорку, что в ответ на распространение вируса нельзя ограничиваться одной денежной политикой. Более того, она, как и бюджетная политика, имеет очевидное ограничение. Это политики стимулирования спроса, но спрос не сможет восстановить цепочки поставок или вернуть на рабочее место родителей, которые будут вынуждены сидеть дома с детьми. Поэтому на случай большего распространения вируса нужно быть готовым и к введению направленных мер по поддержке пострадавших людей и предприятий. Именно такие решения сейчас активно предлагаются в других странах: пособия для тех, кто вынужден остаться дома, налоговые каникулы, прямая поддержка малого и среднего бизнеса, предприятий транспортного и туристического сектора.

Как будет развиваться ситуация с коронавирусом, предсказать невозможно, но нужно иметь готовый план действий для разных сценариев. И первое, что ожидается от макроэкономической политики в подобных случаях – поддержка спроса", - уверен директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Пекин готов ускорить урегулирование украинского конфликта

Пекин готов ускорить урегулирование украинского конфликта

Наталья Приходко

Китай допускает свое участие в предстоящем саммите мира в Швейцарии

0
639
Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Жилищный кризис решит исход выборов мэра Лондона

Данила Моисеев

Лейборист Садик Хан обещает электорату 40 тысяч новых домов

0
444
На российском рынке труда замечен сбой или даже рецессия

На российском рынке труда замечен сбой или даже рецессия

Анастасия Башкатова

Компании уже не могут нанимать больше людей, чтобы больше производить

0
2356
Страховщики удвоили прибыль за счет девальвации рубля

Страховщики удвоили прибыль за счет девальвации рубля

Михаил Сергеев

Затраты работодателей на медицинские программы для сотрудников увеличились

0
1208

Другие новости