Российское правительство ускоряет запуск нового инвестиционного цикла путем упрощения процедур заключения соглашений о защите капиталовложений. Фото с сайта www.government.ru
Нарастающий обвал нефтяных цен и курса рубля не отвлек российских министров от исполнения графика бюрократических процедур. В среду российские министры обсуждали новый законопроект о защите капвложений, который президент РФ Владимир Путин призывал принять еще летом прошлого года. Как и год назад, правительство РФ и сегодня обещает улучшить инвестиционный климат за счет специального закона о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Как у экспертного сообщества, так и российского бизнеса было множество вопросов к документу. Одни указывали на безбрежный коррупционный потенциал закона, другие вспоминали о том, как Российское государство умеет давать и забирать самые разнообразные обещания.
Ощущения, что власти выходят хоть на сколько-нибудь проглядываемую финишную прямую с законопроектом, также не возникает. О части поправок в СЗПК власти обещают подумать «позже». При этом среди текущих новшеств документа – снижение требования к компаниям для попадания в список, и создание очередного электронного реестра теперь уже для потенциальных инвесторов.
Открывая заседание правительства в четверг, премьер Михаил Мишустин напомнил, что российская экономика показала свою гибкость и способность адаптироваться к непростой ситуации. «Мы уже не первый год живем в условиях достаточно низкой инфляции. У нас сейчас большой запас прочности. Золотовалютные активы Центробанка превысили 570 млрд долл. Более чем в 10 трлн руб. оценивается объем ликвидных средств Фонда национального благосостояния. И даже при устойчиво низких ценах на нефть для компенсации бюджетных потерь этих средств нам хватит на много лет», – подчеркнул он, заявив, что все это достаточные условия для того, чтобы исполнить все социальные обязательства.
Действительно, ряд показателей в экономике РФ выглядит обнадеживающе: стабильно низкая инфляция, пока профицитный бюджет, заполненные резервы. Однако резкое удешевление рубля на фоне падения нефтяных котировок и возможное бегство инвесторов из российских ценных бумаг вряд ли добавят российской экономике очков «стабильности».
Власти надеятся улучшить инвестиционный климат в стране, запустить «новый инвестиционный цикл» специальным законом – о защите и поощрении капиталовложений. Однако, несмотря на то что идея продвигается давно, внятных результатов пока нет.
В четверг на заседании правительства члены кабмина вновь вспомнили о многострадальном законопроекте. В частности, премьер Мишустин пообещал упростить процедуру заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
«Мы упростим процедуру заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений, для крупных проектов будет предусмотрена так называемая стабилизационная оговорка, то есть гарантия неизменности по целому ряду налогов, условиям землепользования, градостроительной деятельности», – пообещал глава кабинета министров. Он уточнил, что такая возможность «по налогам будет действовать 6, 15 или 20 лет в зависимости от суммы инвестиций, а по остальным условиям – до трех лет».
В свою очередь, для особо крупных проектов в объеме более 10 млрд руб. также могут быть предоставлены гарантии по неналоговым платежам и вывозным таможенным пошлинам, продолжил премьер. По его словам, «все эти меры дадут возможность инвесторам снизить операционные риски, сформировать более длительный бизнес-план, а государству – укрепить интерес к российской юрисдикции и быстрее реализовывать различные инициативы, в том числе в рамках достижения национальных целей развития».
Глава Минфина Антон Силуанов напомнил, что законопроект утвержден в первом чтении Госдумой. Самое главное в новом законе – создание прогнозируемых условий для бизнеса, напомнил министр. «Второе (важное положение. – «НГ») – это механизм возмещения затрат инвесторов на транспортную, энергетическую, коммунальную, социальную, цифровую инфраструктуру в объеме уплаченных налогов», – перечислил Силуанов. «Проектом предусматривается стабилизация условий: стабилизация по налогу на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, сроки уплаты и порядок возмещения налога на добавленную стоимость и новые налоги и сборы. При этом такая стабилизация осуществляется до 20 лет», – отметил глава Минфина.
Эти заявления повторяют изначальные положения законопроекта. Из более заметных новшеств: предложения бизнес-сообществ снизить требования к объемам капиталовложений для заключения соглашений с инвесторами. Рамки в 1,5–5 млрд руб., принятых в первом чтении законопроекта, по предложениям Российского союза промышленников и предпринимателей и «Деловой России» предлагается снизить до 500 млн руб., пояснил Силуанов. «Это (снижение. – «НГ») делается для стимулирования реализации проектов в сфере цифровой экономики, экологии и сельского хозяйства», – указал министр.
Еще одно предлагаемое новшество – создание единой информационной системы «Капиталовложения» для заключения СЗПК в электронном виде и для использования компаниями «инвестиционного навигатора».
Несмотря на то что законопроект прошел первое чтение, а кабинет министров собирается для обсуждения поправок в текст документа, ощущение, что документ по-прежнему сырой, сохраняется. Нарример, Антон Силуанов в четверг сообщил, что поправки в СЗПК в части концессий и государственно-частного партнерства (ГЧП) будут доработаны позднее. «Мы унифицировали условия предоставления стабилизационных оговорок в рамках концессионных и соглашений в рамках ГЧП. Это было одно из предложений бизнеса, настоятельных предложений бизнеса по уточнению текста законопроекта», – уточнил он.
Напомним, многострадальному закону о СЗПК, который начинался со «списка Белоусова», несколько лет. Еще в 2018 году Андрей Белоусов предложил изъять 500 млрд руб. у крупных российских экспортеров, которые, по его мнению, получили сверхприбыль на эту сумму за счет роста цен на продукцию и ослабления рубля. Позднее «список Белоусова» расширили, а изъятие 0,5 трлн заменили на квазидобровольное инвестирование в нацпроекты (см. «НГ» от 09.10.18).
Позднее свои предложения стимулирования инвестиций в РФ, оформленные в некие инвестиционные кодексы, представил Минфину (этот законопроект, по сути, и обсуждается сегодня) и тогдашний вице‑премьер Дмитрий Козак.
Он, в частности, предлагал стимулировать инвестиции не только в нацпроекты, но в целом в экономику РФ. При этом он подчеркивал важность неизменности условий для бизнеса. Не устроил бывшего чиновника в предложениях Минфина и избирательный подход при предоставлении господдержки, и механизм индивидуальных соглашений с бизнесом (заключение соглашений в рамках индивидуального проектного режима). «Бизнес должен быть защищен общим законодательством, общими институтами инвестирования, доступом к кредитам, защитой права собственности через суды», – соглашался с ним глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Глава РСПП Александр Шохин отмечал, что для бизнеса важны «стабилизационные оговорки в силу закона, а не в силу соглашения».
Пока рано говорить о том, что эти поправки окажут значительное стимулирующее воздействие на рост капвложений и что ситуация с хроническим недоинвестированием в большинство отраслей в России радикально изменится к лучшему, рассуждают эксперты «НГ». «Так называемая стабилизационная оговорка подразумевает всего лишь, что поправки предлагают зафиксировать на достаточно длительный период ныне действующую систему налогообложения, в том числе ставку налога на прибыль и налога на имущество. С одной стороны, хорошо, что налоги не будут повышаться, но с другой, эта поправка подразумевает и то, что снижаться они тоже не будут», – отмечает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Впрочем, продолжает она, поправки, предлагающие возмещение государством затрат частному бизнесу на строительство крупных инфраструктурных проектов, будут с энтузиазмом восприняты бизнесом. «Однако выиграют от этих поправок не все компании, а только некоторые, которые получают от государства крупные заказы», – резюмирует эксперт.
комментарии(0)