После того как заседание ОПЕК+ в Вене закончилось разрывом нефтяного альянса, мировой нефтяной рынок вступает в новую эпоху. Эксперты называют выход из сделки ОПЕК+ победой здравого смысла над формализмом, поскольку соглашение уже давно стало стеснять Россию, а побочные последствия его соблюдения были очевидны: добывающие регионы вынужденно сдерживали развитие перспективных проектов, при этом некоторые государства, в частности США, наоборот нарастили добычу.
За время действия соглашения добыча нефти в США выросла на 87%, а экспорт увеличился в пять раз, также достигнув исторических максимумов. Доля США в мировой нефтедобыче увеличилась до с 13% до 17%. При этом доля ОПЕК постепенно снижалась с 39% до 35%.
В рамках сделки ОПЕК+ страны-участницы соглашения урезали производство в целом с 32,4 млн баррелей в день до 30 млн, что привело к снижению их общей рыночной доли с 33,6% до 28,5% - это исторический минимум. Сливки сняли США, которые увеличили добычу на 4 млн баррелей в сутки. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов превысил импорт, сейчас добыча США находится на историческом максимуме в 13 млн барр./сут. Это больше, чем у всех других производителей и на 15% превышает объемы добычи России.
Можно констатировать, что сделка ОПЕК+ превратилась в соглашение об искусственном сокращении добычи, которое позволило освобождать рынки для дорогой американской нефти, убирая с них дешевое российское сырье и нефть стран ОПЕК.
Для США заключение соглашения ОПЕК+ означало прибыльность сланцевой добычи, возможность завершить создание экспортной инфраструктуры и выйти на новые крупные рынки сбыта. Например, в 2017-2019 годах экспорт нефти из США в Индию вырос в 10 раз до 13 млн т. При этом Саудовская Аравия постоянно выступала на энергорынке совместно с США, поддерживая, Штата против Ирана и заявляла о готовности нарастить свою добычу, чтобы компенсировать сокращение добычи в последнем. Аналогичные планы были и в отношении падающей из-за санкций США добычи Венесуэлы, причем в ходе переговоров между Россией и Саудовской Аравией о продлении сделки саудиты выставили неприемлемые для РФ условия.
Отказ РФ от искусственных ограничений, навязанных ОПЕК+ должен позволить ей вернуть свою долю рынка и укрепиться в роли ведущего поставщика углеводородов, полагают эксперты. «Для России выход из этой сделки с моей точки зрения выгоден, поскольку в глобальном нефтяном бизнесе основное значение уже имеет не цена на нефть, а то, какова глобальная доля рынка у тех или иных конкретных стран или компаний, - уверен программный директор клуба «Валдай» Олег Барабанов. - Когда действовала сделка ОПЕК+ ее участники, в том числе и Россия, снижали добычу, это приводило лишь к резкому росту доли рынка у американских сланцевых компаний. Поскольку, если мы посмотрим статистику по экспорту нефти, за последние годы мы как раз увидим резкий рост позиций Соединенных Штатов, которые, буквально, ворвались на верхние места в нефтяном экспорте. Это как раз произошло из-за того, что сделка ОПЕК+ и сохраняющиеся достаточно высокие цены на нефть позволили американцам это сделать. Известно, что у сланцевой нефти более высокая себестоимость и, соответственно, мы своими руками допустили Америку в число лидеров нефтяной отрасли. Уже звучало такое выражение, что эта сделка означает «ОПЕК плюс, а Россия - минус». И сейчас мы как раз меняем эту ситуацию, поскольку именно американские сланцевые компании, они не смогут выдерживать низкие цены на нефть, и будут вынуждены уйти с рынка. И эту долю дополнительную рынка могут получить другие страны, в том числе и Россия, и наши компании».
«Для нас принципиально важна доля рынка, - считает экономист и постоянный член Изборского клуба Михаил Хазин. - Но поскольку на рынок вышли Соединенные Штаты Америки со сланцевой нефтью, то сделка ОПЕК+ - это в реальности была потеря рынка в пользу Соединенных Штатов Америки. И по этой причине она была для нас стратегически невыгодна. Есть косвенные данные, которые показывают, что политика Саудовской Аравии, которая как бы нас втянула в эту сделку ОПЕК+, показала, что в общем Саудовская Аравия в данном случае действовала в фарватере Соединенных Штатов Америки. То есть целью Саудовской Аравии было сделать так, чтобы доля США на мировом рынке выросла. Сейчас при низких ценах ситуация будет прямо противоположная, поскольку сланцевая добыча Соединенных Штатов Америки при низких ценах нерентабельна – там где-то граница 60 долларов за баррель. По этой причине можно смело сказать, что рано или поздно Соединенные Штаты Америки вернут цену к 60, компенсируя нам локальные потери, а долю рынка, пока цены низкие, мы себе вернем. Так что я считаю, что то, что произошло, нам очень выгодно».
«Для России это важно с точки зрения возможного наращивания рыночной доли, потому что, к сожалению, из-за этой сделки Россия теряла рыночные позиции, и уступала место на рынке сланцевым компаниям США, - заявил RNS старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. - И если Россия теряла долю, то сланцевые компании её в общем то наращивали. Поэтому страдали, в том числе, крупные нефтяные компании, которые осваивали перспективные направления бизнеса и настраивались на рост бизнеса. То есть они не в состоянии были заниматься стратегическим планированием и инвестированием в долгосрочные проекты, потому что сделка ОПЕК+ ограничивала потенциал роста этих компаний, что негативно влияло и на операционные показатели, и, соответственно, на финансовые показатели тоже. В то же время последствия для цены на нефть не столь однозначны, потому что несмотря на сокращение добычи странами ОПЕК+ цена на нефть, в общем то, не особо росла. Может быть частично способствовала стабилизации цен, но все равно как мы помним несколько лет назад цена была около 100 долларов, сейчас она в районе 50-60, ну была 60 недавно. Ну то есть какого-то заметного улучшения конъюнктуры тоже не произошло, поэтому в данном случае мне кажется это скорее выгодно России, потому что она прекратит терять долю рынка и, наоборот, будет её наращивать, за счет того, что сланцевые компании США, из-за более низких цен, они будут наверно уходить с рынка, тем более они сильно закредитованы».
Если в целом с ситуацией для РФ все понятно, то для компаний, все не так однозначно. Для тех, кто активно развивает добычу и делает ставку на новые проекты, - в их числе «Роснефть» и «Газпром нефть» - сделка ОПЕК+ была очевидно невыгодной. Но у соглашения в РФ были и свои бенефициары. Представители частных нефтяных компаний сейчас заявляют, что выход из сделки будет опасен для РФ. В частности, вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявил, что Россия, якобы, потеряет на этом миллионы. Однако в действительности следует говорить о потерях самого ЛУКОЙЛа, а не страны в целом. Ведь большая часть активов компании составляют старые истощенные месторождения, добыча на которых постоянно снижается и для компании соглашение ОПЕК+ было спасительным. «Мы это соглашение поддерживали с первых дней, и я сегодня поддерживаю его. ОПЕК+ должен сохраниться навсегда, это мое мнение», - утверждал глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
Главным лоббистом сделки, мог быть «Новатэк», - полагает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева, поскольку большая часть его контрактов привязана к нефтяной корзине, а в результате компания могла продавать СПГ со значительной премией к спотовым ценам. «Выход из соглашения с ОПЕК нефтяные цены пошли вниз, что повлечет за собой и снижение стоимости контрактов «Новатэка», - объясняет эксперт.
Однако ситуация меняется и это означает, что рынок нефти вступает в новую эпоху. «Для России сейчас хороший момент, чтобы выйти из соглашения: переизбыток предложения сложился в настоящее время только в сегменте легкой нефти — ее добывают практически все члены ОПЕК и крупнейшие неприсоединившиеся нефтеэкспортеры, включая США, Норвегию, Бразилию и Мексику. А вот с тяжелой, сернистой нефтью ситуация прямо противоположная. После того как из-за американских санкций практически прекратились поставки из Ирана и Венесуэлы, в этом сегменте рынка образовался дефицит. Поэтому сейчас главный и практически единственный поставщик тяжелых сортов — Россия», - отмечает аналитик БКС Сергей Суверов.
«У некоторых частных компаний мы наблюдали тенденцию к снижению добычи, и они фактически прошли пик объемов добываемой нефти, и их доля в добыче, в любом случае, снижается. И именно поэтому, они и были заинтересованы в продолжении сделки ОПЕК+, поскольку не только они, но и все другие компании были вынуждены ограничивать добычу, и это давало им возможность сохранить лицо. Что же касается государственных компаний, то для них, с моей точки зрения, как раз первостепенное значение имеет именно доля рынка, поскольку она позволяет в долгосрочной перспективе закреплять интересы России на мировом рынке нефти. И, кроме того, потенциал многих государственных компаний по добыче, он достаточно высок. И у них есть дополнительные резервы по наращиванию добычи» - полагает Барабанов. «У нас есть компании, у которых добыча падает естественным образом, и которые по этой причине в сделке ОПЕК+ были заинтересованы, потому что у них все равно добыча падает, так пускай хоть цена будет высокой. То, что при этом для России это невыгодно, это их волновало мало», - также отмечает Хазин.
Главным результатом выхода РФ из сделки может стать крах сланцевой отрасли США, ведь после существенного снижения цен американская сланцевая добыча окажется нерентабельной, а у России появляется шанс вернуть себе свою долю рынка, вытеснив американские сланцы. Как отмечает Суверов, американские сланцевые компании рентабельны при цене на нефть где-то, по разным оценкам, 60-70 долларов за баррель. «Некоторые из них даже при текущих ценах испытывают финансовые проблемы, и не могут получить какие то кредиты потому что рентабельность их очень невысока. И более того сейчас, когда будут строиться бизнес-планы сланцевых компаний на текущий год, на следующий год, то банки могут просто отказать им в дополнительном финансировании, потому что в том числе сорвалась сделка ОПЕК+ и, соответственно, будет неуверенность в конъюнктуре у банкиров и они перестанут давать дешевые кредиты сланцевым компаниям, что естественно повлечет уход с рынка части из них», - говорит эксперт.
комментарии(0)