Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров и министр финансов Антон Силуанов убеждают депутатов в необходимости поправок к бюджету-2020. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Нынешний год для российской экономики может оказаться значительно хуже предыдущего. В начале 2020 года новое правительство планировало ускорить экономический рост за счет увеличения социальных выплат и других стимулирующих мер. Однако замедление мировой экономики из-за уханьской пневмонии уже поломало эти планы российской власти. В понедельник министры правительства Михаила Мишустина продвигали в Госдуме закон о дополнительных бюджетных расходах в условиях ускорения экономики. Признавая одновременно, что это ускорение не состоится и все прогнозы на 2020 год придется переписывать. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в этот же понедельник ухудшила ожидания по росту российского ВВП. Расширение эпидемии пневмонии внутри страны переведет население в режим еще более жесткой экономии и вызовет падение внутреннего спроса, предупреждают эксперты.
В понедельник думский бюджетный комитет поддержал правительственные поправки в бюджет-2020, которые предполагают увеличение доходов казны на 214 млрд руб. и рост федеральных расходов на 163 млрд руб. Такой прирост доходов и расходов бюджета основан на более оптимистичном прогнозе об ускорении экономики в 2020 году. В конце января Минэкономразвития повысило прогноз роста ВВП на 2020 год с 1,7% до 1,9%. В это время эпидемия пневмонии в Китае уже расширялась. Но российские министры строили свои прогнозы без учета этого фактора. И надеялись, что темпы роста экономики увеличатся почти в полтора раза – с 1,3% в прошлом году до 1,9% в нынешнем.
Сегодня подобные ожидания кажутся совершенно нереалистичными. Признают это и сами министры, но продолжают настаивать на прогнозах увеличения бюджетных доходов. Глава Минфина Антон Силуанов поблагодарил депутатов за ускоренное принятие изменений в бюджет. Первое чтение этих поправок пройдет 4 марта, второе – 10 марта, а третье – 11 марта, сообщил глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров.
При этом неадекватность правительственных макропрогнозов не сильно смутила депутатов. Не изменил их решений и тот факт, что во время заседания думского комитета Организация экономического сотрудничества и развития ухудшила ожидания по росту российского ВВП почти на половину процентного пункта: с 1,6 до 1,2%. Другими словами, аналитики ОЭСР предполагают, что экономика РФ в нынешнем году будет расти еще медленнее, чем в 2019 году.
«Тот прогноз, который сейчас есть, вызывает много вопросов, в первую очередь в связи с масштабом эпидемии коронавируса, влиянием ее на мировую экономику. Когда мы в конце января формировали прогноз, то наши прогнозы и прогнозы аналитиков исходили из того, что экономика Китая к концу уже первого квартала начнет восстанавливаться. Соответственно влияние на темпы роста мировой экономики будет достаточно ограничено», – объяснял Решетников. «Сейчас мы понимаем, что последствия будут более глубокими. В то же время четких прогнозов развития эпидемиологической ситуации никто дать не может. Сейчас делаем новую оценку, до 9 апреля должны дать в правительство новые сценарные условия и, конечно, дадим там новую оценку влияния внешних факторов», – добавил он. Пока же ОЭСР ухудшила прогноз роста мировой экономики в 2020 году с 2,9% до 2,4%.
«Рост российского ВВП в 2020 году может замедлиться до уровней 1–1,4%, если эпидемия не пойдет на спад до конца первого полугодия. Если же эпидемия пневмонии будет ослаблять экономическую активность по всему миру в течение 8–12 месяцев, то темпы роста российской экономики могут снизиться до 0,3–0,5% или даже до нулевых значений», – прогнозирует главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
Если же эпидемия в России будет развиваться по итальянскому сценарию, то макроэкономические последствия будут еще хуже. «Последствием вирусной эпидемии внутри РФ станет колоссальное сжатие потребительского спроса. Население, вероятно, перейдет к ультраконсервативным сберегательным моделям поведения. В зависимости от масштабов заражения, а также сроков ликвидации вирусных угроз экономика РФ может перейти к снижению на 0,5–2%», – предупреждает Покатович.
Директор института «Центр развития» Наталья Акиндинова считает ухудшение прогнозов для России со стороны ОЭСР вполне разумным. Главным каналом негативного влияния на РФ станут снижение цен на сырье и сокращение доходов от экспорта. А замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников предполагает, что сильного падения спроса в РФ в случае развития эпидемии внутри страны может и не быть. «Пока слишком мало объективных данных для оценки последствий эпидемии», – говорит Сальников. Недостаточно изучено, в частности, по его словам, влияние разрыва производственных цепочек, которое наблюдается сегодня в Китае и в других странах.
комментарии(0)