0
5082
Газета Экономика Печатная версия

01.03.2020 20:26:00

Валентина Матвиенко призвала правительство не доводить до маразма маркировку продукции

Лабутены получат российский чип

Тэги: обувь, маркировка, контрафакт, нелегальная розница

On-

42-4-3350.jpg
«Честный знак» должен стоять на каждой паре
 обуви. Фото агентства «Москва»
С 1 марта в России началась обязательная маркировка обуви, которая по замыслу правительства должна сократить количество контрафактной продукции. По некоторым данным, половина обуви в РФ – нелегальная.

Минпромторг собирался запустить маркировку обуви еще в конце 2017 года, но процесс затормозился, не раз переносился (см. «НГ» от 23.06.17). В соответствии с перечнем товаров, подлежащих обязательной маркировке, принятым правительством в апреле 2018 года, обязательную маркировку обуви назначили с 1 июля 2019 года. И вот теперь – новая дата.

Суть процесса заключается в том, что либо на саму обувь, либо на потребительскую упаковку или даже товарный ярлык обувных товаров будет наноситься специальная метка Data Matrix, с помощью которой покупатель узнает о своих новых кедах, сапогах или лабутенах буквально все.

Как обещают на сайте оператора системы, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), потребитель с помощью подобных меток узнает место и дату производства продукции, срок ее годности, дату продажи. Достаточно навести на метку, получившую название «Честный знак», свой смартфон со специальным приложением.

«Честный знак» – это так называемая облачная система, кроме розничных покупателей ее данными могут пользоваться ФНС, Минпромторг, контролирующие органы. Они также смогут отслеживать, где продукцию произвели, а где и когда продали конечному потребителю.

В ЦРПТ сообщили, что в системе уже работает 41 тыс. компаний, выдано больше 1,35 млрд кодов, а в процессе тестового использования уже продали более 1 млн промаркированных пар обуви.

Чехарда со сроками введения маркировки наблюдается и по другим товарам. После резких возражений участников рынка молочной продукции в очередной раз перенесена маркировка ряженки, творога, сыра и тому подобного. Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») оценил в 25 млрд руб. единовременные инвестиции участников рынка на внедрение системы маркировки, притом что они еще вынуждены будут нести ежегодные затраты в размере около 20 млрд. В январе Минпромторг предложил продлить срок проведения эксперимента по маркировке молочной продукции до конца мая 2020 года.

Хотя кондитерских изделий пока нет в перечне маркируемых товаров (в утвержденном перечне кроме обуви – меха, некоторая одежда, табак, лекарства, автомобили и шины к ним), намерение правительства к 2024 году замаркировать почти все вызывает тревогу у бизнесменов.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что требования о маркировке продукции должны быть разумными, не создающими дополнительной нагрузки на бизнес для граждан.

«Сейчас идет тенденция на расширение маркировки товаров. Дело хорошее», – сказала спикер в пятницу на встрече руководства верхней палаты с премьер-министром Михаилом Мишустиным. Глава кабинета, кстати, явный сторонник цифровизации, и маркировка ему по душе. По крайней мере на заседании межправсовета ЕАЭС в расширенном составе он призвал страны Евразийского экономического союза присоединиться к инициативе РФ по маркировке товаров.

Матвиенко, однако, предложила «не увлекаться» этим процессом. Она пояснила, что к ней обратились представители Ассоциации кондитеров, которые пожаловались, что по новым требованиям им придется маркировать «каждую шоколадку, каждую конфету, так может дойти до маразма».

Заниматься маркировкой товаров в целях защиты от контрафакта нужно в разумных пределах, так как это отражается на цене продукции, считает Матвиенко. По ее словам, маркировка важна для некоторых отраслей, например для противодействия контрафактному производству бутилированной воды, но в других сферах необходимо действовать разумно, подчеркнула Матвиенко. «В сфере кондитерского производства контрафакта практически нет. А маркировка – это нагрузка на бизнес, и это отразится в цене для наших граждан», – сказала спикер.

В соответствии с постановлением правительства каждая марка может стоить не более 50 коп. В стоимости, например, автомобильной шины за 3 тыс. руб., вероятно, не такая заметная сумма. Многие россияне с низкими доходами приобретают очень дешевую импортную обувь за 500 руб., и в ней стоимость марки уже более заметна. А в упаковке лекарства за 100 руб. – тем более.

Как заявил «НГ» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, эксперимент по маркировке обуви стартовал летом 2018 года, и у отрасли было достаточно времени подготовиться к работе в системе.

«Мы фиксируем рост количества заказов кодов маркировки для обувной отрасли за последний месяц, что говорит о готовности к работе и активном участии бизнеса в проекте», – сказал он.

Причем маркировка обувных остатков, выпущенных или импортированных до 1 марта, разрешается до 1 мая. А до 1 марта 2020 года ЦРПТ выдавал коды на безвозмездной основе.

«На рынке существует огромное количество остатков, особенно у малого бизнеса, – поясняла генеральный директор национального обувного союза Наталья Демидова. – Бесплатная маркировка остатков окажет положительный эффект на обувной рынок».

По ее словам, ожидание обязательной маркировки обуви с 1 июля 2019 года вызвало взрывной рост нелегальной розницы. Если до начала работы по маркировке союз оценивал нелегальный рынок обуви в 35–40%, то после прошлогоднего фальстарта показатель перевалил за 60%. При этом Роспотребнадзор считает ситуацию на рынке обуви вполне благоприятной. Во время проверок в январе–сентябре 2019 года инспекторы изъяли из оборота 6,1% пар. Самые распространенные нарушения – использование опасных тканей и подделки мировых брендов.

«Имитация брендовой продукции по низким ценам притягательна для многих потребителей. Хотя платежеспособный спрос остается низким, такие товары пользуются высоким спросом», – говорил исполнительный директор «Союзлегпрома» Игорь Ульянов.

По словам Евтухова, ввод в оборот, оборот и вывод из оборота немаркированной обуви допускаются до 1 июля 2020 года. А не реализованные до 1 июля остатки должны быть промаркированы до 1 сентября 2020 года. «Мы фиксируем рост количества заказов кодов маркировки для обувной отрасли за последний месяц, что говорит о готовности к работе и активном участии бизнеса в проекте.

Минпромторг России призывает компании не откладывать начало работы в системе до последнего дня, не дожидаться 1 июля и уже сейчас активно готовиться к внедрению маркировки в отрасли», – сказал Евтухов. В Минпромторге «НГ» пояснили, что «буквально только что вышло постановление Правительства, согласно которому обязательная маркировка обуви переносится на 1 июля, 1 марта более не актуально».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Клеить марки на алкоголь будут только на территории России

Михаил Сергеев

Депутаты просят утвердить дорожную карту решения коммунальных проблем

0
4224
В России запрещают продажу немаркированной одежды

В России запрещают продажу немаркированной одежды

0
1763

Другие новости