Жители угольных регионов России уже обращаются за международной помощью. Кадр из видео с канала «Сибирь. Реалии» на YouTube
Правительство в среду рассмотрело программу развития угольной отрасли до 2035 года. Хотя у Минэкономразвития и экспертов есть возражения, Минэнерго обещает делать ставку на уголь и в следующие десятилетия. Главные показатели угольной программы – рост выручки, инвестиций и экспорта. Решение экологических проблемы в регионах добычи угля – не первый приоритет.
Расходы на программу развития угольной промышленности в России до 2035 года составят около 6 трлн руб., большая часть которых – частные инвестиции. Об этом заявил в четверг премьер-министр России Михаил Мишустин на заседании правительства. Мишустин напомнил, что цель программы – увеличение добычи и экспорта угля, а также снижение аварийности, которая пока еще остается на высоком уровне. Премьер добавил, что планируется модернизировать угольные предприятия.
И также создавать новые эффективные центры добычи угля в Кузбассе, в Ростовской области, на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и в Арктической зоне.
«Нужно также совершенствовать логистику, чтобы уголь было удобно доставлять по железной дороге или морским транспортом как на внутренний рынок, так и на экспорт – и в традиционном атлантическом, и в восточном направлениях. Поэтому синхронно с угольными предприятиями мы будем активно развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру», – добавил Мишустин.
Россия до 2035 года может увеличить добычу угля до 485–685 млн т, сказал, выступая на заседании правительства, глава Минэнерго Александр Новак. Минэнерго ожидает дальнейшее повышение вклада угольной промышленности в экономику страны к 2035 году. В частности, валовая добавленная стоимость вырастет в 1,5–2,5 раза, а налоговые поступления и страховые взносы по консервативному варианту увеличатся в 1,6–2,6 раза.
Наряду с освоением мощностей уже построенных 25 шахт и разрезов планируется заново построить 14 шахт и 15 разрезов, ввести более 20 новых обогатительных фабрик и модернизировать с расширением мощности восемь действующих фабрик и установок. Кроме того, будет завершена ликвидация неперспективных шахт и разрезов. Часть средств будет направлена на модернизацию шахт и разрезов для безопасности жизни и здоровья работников.
Как ранее сообщалось, и Новак это подтвердил в четверг, у Минэнерго и Минэкономразвития разные мнения относительно перспектив развития угольной отрасли в России. «У нас сейчас разногласия с Минэкономразвития, которое считает, что отрасль не будет развиваться», – говорил Новак в январе на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
Данные Международного энергетического агентства (МЭА) свидетельствуют, что производство на угольных электростанциях Европейского союза в 2019 году упало более чем на 25%, в то время как выработка на газе увеличилась почти на 15%, впервые обогнав уголь. Хотя в Азии спрос на уголь продолжил расти, на этот регион пришлось более 50% энергопотребления (см. «НГ» от 11.02.20).
Минэнерго оптимистично смотрит на развитие угольной отрасли, несмотря на климатическую повестку и гневные отповеди со стороны Греты Тунберг. «Может, потребление не будет расти такими же темпами, как раньше, но мы конкурентоспособны, чтобы поставлять уголь на мировой рынок. Да, в Европу поставки падают, а в Азию будут расти», – подтверждал Новак.
В четверг он рассказал, что сейчас объем добычи угля составляет 440 млн т, за восемь лет прирост составил 30%, или почти 100 млн т. Объем экспорта составляет на сегодня 50% от добычи (220 млн т), прирост – в два раза, почти 110 млн т, то есть практически весь прирост добычи пошел на экспорт.
Экспортные поставки угля стали пятой статьей по объему валютных поступлений в страну и достигли 17 млрд долл. в год, налоговые отчисления составили более 100 млрд руб. Уголь стал основным грузом для акционерного общества «РЖД», и его доля в грузообороте выросла за 10 лет с 35 до 44%.
В целом угольная отрасль является одной из важнейших для 15 субъектов, в ней занято 150 тыс. работников и еще примерно полмиллиона рабочих мест – в смежных отраслях. Особо министр отметил главный угольный регион России Кузбасс, где производится почти 60% всей российской угольной продукции. А угольные предприятия являются градообразующими для более 30 городов и поселков.
Громадье стратегических планов, к сожалению, не позволяет министрам услышать не такие уже и слабые голоса жителей этих самых угольных регионов, стонущих от экологических проблем. Общие слова о снижении негативного воздействия на окружающую среду не позволяют понять, какой конкретно сигнал министры посылают, например, жителям Киселевска (Кемеровская область). Летом прошлого года отчаявшиеся жители города, который практически стоит на угольных разрезах, написали жалобу в ООН и просьбу премьер-министру Канады о предоставлении убежища из-за экологической катастрофы в их городе.
СМИ портового города Находка сообщили в четверг, что жалобы жителей вынудили прокуратуру начать проверку в связи с угольной пылью, которой жителям, по их утверждениям, приходится дышать. Кроме того, горожане говорят, что угольной пылью покрыта большая часть акватории порта. Такие же жалобы идут от жителей портового поселка Ванино. Открытую перевалку угля заметили в четверг во Владивостокском морском рыбном порту, в прямой видимости из окон губернатора Приморского края Олег Кожемяко.
Руководитель энергетического отдела Greenpeace России Владимир Чупров считает, что инвестиции в затухающую угольную отрасль могут оказаться рискованными для инвесторов. «На таких рынках, как США, Евросоюз, Япония, потребление угля сокращается. И активное потребление этого вида топлива в странах третьего мира не компенсирует общего снижения. В Китае закончилась индустриализация, закрываются металлургические заводы, спрос на коксующийся уголь также упал, а за спросом и цены», – сказал он «НГ». Эксперт не думает, что новая программа сможет кардинально решить экологические проблемы жителей угольных регионов. «Отрасль в достаточно сложном экономическом положении, маржинальность там гораздо меньше, чем при добыче нефти и газа. Бизнес вряд ли будет полностью компенсировать жителям весь ущерб здоровью, а тем более оплачивать переселение в более благоприятные районы. Надеяться на то, что эти расходы возьмет на себя бюджет, тоже не приходится».
Бюджет субсидирует нефтяников, производителей сжиженного природного газа, но у угольщиков такой прямой поддержки от государства нет, продолжает Чупров. «Им субсидируют только перевозку за счет сниженных тарифов РЖД, так как основные районы добычи лежат далеко от рынков сбыта (значительная часть угля должна идти через порты на Дальнем Востоке). Без этой субсидии в условиях низких цен на уголь прибыль от экспортных поставок стремилась бы нулю», – говорит Чупров.
«Инвестиции в угольную промышленность не могут развивать новую экономику и давать существенные мультипликаторы, скорее это похоже на решение социальных вопросов занятости в регионах и возможность зарабатывать для акционеров за счет господдержки, – считает глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин. – С экологической точки зрения использование угля в энергобалансе РФ отбрасывает Россию на многие годы назад. Решением экологических вопросов могла бы стать программа зеленой энергетики, похожую программу внедрили в Германии, где уже более 35% вырабатываемой энергии происходит за счет возобновляемых источников. У государства в приоритете макроэкономическая стабильность, а не экологические вопросы».
комментарии(0)