0
3396
Газета Экономика Печатная версия

21.02.2020 08:00:00

Назад в прошлое

Промышленность опять пытаются заставить оплачивать услуги, которые она не получает

Валерий Дзюбенко

Об авторе: Валерий Валерьевич Дзюбенко – заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии».

Тэги: бюджет, электричество, энергия


бюджет, электричество, энергия Фото pixabay.com

Инициативы по дифференциации тарифа ФСК и введению оплаты «резерва» сетевой мощности ухудшают экономику предприятий, использующих свою генерацию или подключение к магистральным сетям ФСК. С помощью этих инициатив Минэнерго пытается заставить промышленные предприятия оплачивать услуги сетей, которые этим предприятиям фактически не оказываются. Получается, что вместо разбора и устранения причин высоких тарифов в региональных сетях Минэнерго предлагает расширить тарифную базу для сбора средств в пользу распределительных сетевых компаний. Стоит отметить, что способы эти очень оригинальны, найти им аналоги в мировой практике не удалось – за рубежом энергоемкую промышленность, напротив, стараются защитить от высоких тарифов, освободить от дополнительных налогов и сборов в цене электроэнергии и тем самым сохранить ее конкурентоспособность.

Законопроект Минэнерго по дифференциации тарифов ФСК предусматривает возможность устанавливать разный уровень тарифов – высокий для промышленных потребителей, подключенных к магистральным сетям, и низкий – для региональных сетевых организаций. То есть услуга им оказывается идентичная, а цена будет разная. Парадоксально, но в 2017 году правительство уже ликвидировало механизм аренды «последней мили», который позволял подобным образом пополнять выручку региональных сетей за счет промышленных потребителей, присоединенных к магистральным сетям. Но прошла всего пара лет, и предлагается откатиться к прежнему состоянию, которое с большими усилиями удалось преодолеть.

Проект по надбавке к тарифу ФСК не имеет стоимостных ограничений и поэтому не снимет, а, наоборот, обострит проблему перекрестного субсидирования. По предварительным оценкам, тариф для промышленных потребителей в результате утверждения проекта по дифференциации тарифа ФСК может быть увеличен в 2–4 раза, цена вопроса – около 38 млрд руб. дополнительных ежегодных платежей. Этим решением якобы предлагается защитить интересы малого и среднего бизнеса, а также бюджетных организаций, для которых сетевой тариф может быть уменьшен. Но, во-первых, никаких гарантий снижения тарифов в проекте нет, и, как отмечают в ФАС России, их довольно сложно установить – на освободившийся объем тарифной выручки сети вправе заявить недополученные доходы прошлых периодов, которые возникли из-за ограничения темпов тарифного роста. Таких доходов, по самым скромным подсчетам, – более 200 млрд руб.

Во-вторых, даже если вдруг снижение произойдет, оно едва ли будет ощутимым – размажется в региональных тарифах тонким слоем при мизерной доле затрат на электроэнергию в себестоимости товаров и услуг у малого и среднего бизнеса.

В-третьих, промышленные потребители наряду с подключением к магистральным сетям также, как правило, имеют подключения к региональным сетевым объектам и несут, по имеющимся оценкам, около 2/3 всего объема перекрестного субсидирования, имея всего половину в общем объеме электропотребления. При этом малый и средний бизнес наряду с населением в ряде регионов также пользуется льготами за счет промышленности – ставки «перекрестки» для него являются отрицательными, например, в Белгородской, Ленинградской, Мурманской, Свердловской, Кемеровской областях, Республике Бурятия, городе Москве. Получается, что доводы Минэнерго о защите малого и среднего бизнеса являются более чем сомнительными.

Что касается последствий этого решения для энергоемкой промышленности, иначе как тарифным шоком их не назовешь. Многие предприятия, доля затрат на электроэнергию которых достигает 40%, просто не переживут увеличения цены электроэнергии на 30, 40 или 50%, которое указывается в предварительных расчетах последствий, озвученных ранее. Кратный рост тарифа ФСК может привести к росту цены электроэнергии для энергоемких предприятий к уровню прошлого года, например, в Брянской области – на 59%, Воронежской – на 41%, Рязанской – на 35%, Тамбовской – на 47%, Ульяновской – на 48%, в Республике Коми – на 53%, в Бурятии – на 67%, в Свердловской области – на 33%, в Приморье – на 52%, в Ленинградской области – на 55%. Для подавляющего большинства промышленных предприятий это запретительный уровень не только для инвестиций, но и для безубыточной работы в принципе.

Энергоемкая промышленность остается основой российской экономики, базой экспортных поставок, зачастую единственным надежным источником налоговых поступлений и работодателем в регионах и отдельных городах. Каковы будут последствия такого решения для экономики, для бюджетов, для социально-экономической ситуации в моногородах и промышленных регионах? Ответов на эти вопросы авторы инициативы не представили.

Схожая ситуация и с проектом по оплате «резерва» сетевой мощности. Вот лишь некоторые несуразности, которые могут возникнуть в случае ее утверждения.

Государство поддерживает многие регионы, выделяет для этого значительные бюджетные средства. С другой стороны, с помощью проекта по оплате сетевого «резерва» эта бюджетная помощь фактически изымается в пользу сетевых организаций, причем за услуги, которые в случае оплаты «резерва» для промышленных электростанций фактически не оказываются, поскольку вся выработанная этими электростанциями энергия потребляется здесь же, на предприятии, не покидает его территорию и не поступает во внешние сети.

Государство стимулирует промышленность к энергоэффективности, сокращению выбросов, утилизации попутных и вторичных энергоресурсов. Проект по оплате сетевого «резерва» предполагает, что эту же деятельность следует не поощрять, а фактически штрафовать, причем средства перенаправлять в пользу сетевых монополий.

Государство активно реализует меры поддержки экспорта и повышения конкурентоспособности российских предприятий. Проекты по дифференциации тарифов ФСК и оплате сетевого «резерва», напротив, дестимулируют экспортеров, снижают конкурентоспособность отечественных компаний.

Баланс в этих решениях, к сожалению, не просматривается – машина, в которой одновременно жмут на газ и на тормоз, будет создавать много шума, потреблять много бензина, но при этом вряд ли сдвинется с места.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Французы хотят перехода к Шестой республике

Французы хотят перехода к Шестой республике

Юрий Паниев

Рейтинги руководителей страны обвалились до минимума

0
2926
Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Трамп блокирует повышение зарплат конгрессменам и госслужащим

Данила Моисеев

СМИ предупреждают избранного президента о вреде очередного шатдауна

0
2632
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
4822
Джастин Трюдо оказался в шаге от отставки

Джастин Трюдо оказался в шаге от отставки

Данила Моисеев

Канадского премьера может заменить амбициозный и популярный министр финансов

0
2659

Другие новости