Алексей Кудрин оценил последствия повышения пенсионного возраста. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Счетная палата (СП) фактически признала, что так называемую пенсионную реформу, то есть увеличение возраста выхода на заслуженный отдых, проводили зря. В ведомстве сообщили, что почти у 9% получателей пенсий, которые проживают в 69 регионах, ее размер ниже регионального прожиточного минимума пенсионера.
Рост числа получателей федеральной социальной доплаты к пенсии на 15% в 2019 году свидетельствует о том, что изменения в пенсионной системе не позволили достичь достойного уровня жизни для этой категории граждан, признали аудиторы в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за январь–декабрь 2019 года.
На конец 2019 года около 3,9 млн пенсионеров получали федеральную социальную доплату к пенсии, что на 507,6 тыс. человек (на 15%) больше, чем на начало года, говорится в документе. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП (в 2019 году в целом по России она составляла 8846 руб.).
«Рост числа получателей данной доплаты может свидетельствовать о том, что принимаемые в последние годы меры по совершенствованию пенсионной системы так и не позволили достичь приемлемого для достойной жизни пожилых граждан уровня пенсионного обеспечения», – говорится в записке.
Расходы на пенсионное обеспечение в объеме ВВП снизились с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019 году, и это может негативно повлиять на уровень жизни пенсионеров, сообщили в СП. Снижение доли расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП не может способствовать повышению уровня жизни пенсионеров, говорится в записке.
Счетная палата также зарегистрировала сокращение общей численности пенсионеров: за девять месяцев 2019 года их стало меньше на 401 тыс. человек (на 1,1%), произошло и сокращение числа работающих пенсионеров – почти на 450 тыс. человек (на 5,2%).
Напомним, что так называемая пенсионная реформа началась с 1 января 2019 года. Вместо выхода на пенсию с 60 лет мужчины, например, в том году начали получать пенсию на полгода позже. К 2028 году возраст выхода на пенсию для женщин вырастет с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет. Власти объясняли необходимость реформы нехваткой денег в Пенсионном фонде (ПФР) и необходимостью сократить компенсации средств фонда за счет бюджета страны. Кроме того, все оборачивалось в яркую обертку обещаний повысить с 1 января 2019 года пенсии в среднем на 1 тыс. руб.
Пикантность ситуации заключается в том, что нынешние выводы СП ярко контрастируют с прежними заявлениями председателя Счетной палаты Алексея Кудрина (который, кстати, является одним из основных лоббистов увеличения пенсионного возраста). В момент, когда правительство Дмитрия Медведева все-таки решилось на реформу (о ней было объявлено летом 2018 года), главный аудитор называл пенсионную реформу выгодным решением для жителей России. «Это выгодное для граждан решение, оно позволит повысить пенсии», – писал он в своем Twitter.
Чуть раньше он подсчитал, сколько получит бюджет от повышения пенсионного возраста. Уже в 2024 году эта сумма может составить лишний триллион рублей. Но представленная в четверг записка СП явно говорит о том, что проблема у страны не с деньгами, а с качеством госуправления.
Общий объем поступления доходов федерального бюджета превысил законодательно утвержденный в начале декабря 2019 года прогнозируемый объем на 200,9 млрд руб, или на 1%, говорится в записке.
Это превышение сложилось большей частью за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд руб. из-за повышения с 2019 года НДС (еще одно решение властей, которое выглядит странным на фоне переполненного госкошелька, из которого не могут вовремя потратить деньги). Уровень исполнения расходов бюджета оказался самым низким за последние 11 лет, правительство Дмитрия Медведева не смогло потратить более 1 трлн руб., констатировали аудиторы.
При этом темпы роста экономики падают: после достаточно скромных 2,5% роста ВВП в 2018 году, в прошлом, по версии СП, было 1,3%. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 году Счетная палата оценила ниже – 0,8% против 1,5%, которые насчитало Минэкономразвития.
Поднять настроение обобранным пенсионерам власти пытаются с помощью увеселительных мероприятий. Фото РИА Новости |
Пенсионная реформа стала фактически единственной из реализованных среди тех изменений, которые еще с 2010 годов предлагал Алексей Кудрин в различных ипостасях. Нет ни разгосударствления экономики, ни заметных структурных реформ в экономике, ни предоставления больших прав регионам. Это все сложные процессы, а вот просто объявить об изъятии из карманов граждан пенсионных выплат оказалось куда как проще. Правда, задекларированные этой реформой цели пока не хотят достигаться.
«Проведенное повышение пенсионного возраста не решило ни одной из проблем Пенсионного фонда, ни одной из проблем пенсионеров. И не только не помогло экономике, но даже более того – заретушировало те проблемы, которые есть», – говорил президент Столыпинского клуба Евгений Тарло.
Впрочем, некоторые эксперты заметили и позитивные моменты реформы, хотя с учетом уровня неприятия ее в обществе не исключают, что власти если и не отменят ее, то могут пересмотреть часть параметров.
«Нельзя не заметить, что некоторые из направлений проводимой пенсионной реформы в какой-то степени буксуют или показывают меньшую эффективность, чем ожидалось изначально, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Но в целом судить о глубинных изменениях в системе пенсионного обеспечения по столь краткому периоду было бы неверным. Пенсионная реформа – это процесс сложный и весьма протяженный во времени. Даже увеличение возраста выхода на пенсию идет поэтапно и пока не слишком сильно отразилось ни на количестве трудящихся россиян (их доля растет очень медленными темпами), ни на коэффициенте замещения».
Коренев считает, что у государства есть немало рычагов для того, чтобы оперативно воздействовать на текущую ситуацию с выплатами пенсий. «Профицитный бюджет и огромный по размеру Фонд национального благосостояния потенциально позволяют это сделать. Не исключено, что мы станем свидетелями, что в пенсионную реформу будут вноситься и какие-то коррективы, – говорит Коренев. – Так что говорить однозначно, что все цели пенсионной реформы не были достигнуты, пока преждевременно. Даже с учетом того, что проведенные реформы вызывают огромное количество вполне справедливой критики».
«Первые результаты пенсионной реформы не удивляют. Уже на ее старте было ясно, что целью реформы не является повышение пенсий. Это была мера, направленная прежде всего на экономию бюджетов – и федерального, и ПФР – за счет значимого снижения пенсионных выплат», – сказал «НГ» главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.
С этой точки зрения реформа уже проявляет себя, считает он. «Счетная палата отмечает, что доля расходов на пенсии в ВВП снизилась с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019-м. При этом удельный вес доходов, предназначенных на пенсионное обеспечение в ВВП, составил 8% в 2019 году, то есть впервые с 2017 года он превысил долю выплат на эти цели. Таким образом, дополнительные доходы в системе появились, но они не в полной мере реализованы в выплатах пенсионерам. То есть недоплаченные им деньги просто оседают внутри системы, говорит Гойхман. Многие ставят вопрос о возможности изменения или отмены пенсионной реформы, говорит эксперт, однако, по его мнению, это очень маловероятно. «Дело в том, что свои реальные, а не декларируемые основные цели она выполняет», – поясняет эксперт.
комментарии(0)