Возможности российских айтишников удовлетворяют не всех заказчиков. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Ученые из Высшей школы экономики (ВШЭ) обнаружили серьезный разрыв между потребностью в современных технологиях цифровизации некоторых отраслей экономики и способностью отечественных компаний предоставить потребителям эти технологии.
Опрос более 600 ИТ-организаций в 30 субъектах РФ показал, что в 2019 году 63% участников (57% в 2018 году) считают сложившийся в России деловой климат благоприятным для развития информационных технологий. Противоположное мнение выразили 21%, что на 8% меньше, чем годом ранее.
Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере информационно-технологических услуг вырос за год на 5 процентных пунктов (п.п.) до (+8%), став лучшим результатом как минимум за последние пять лет наблюдений. Один из компонентов этого индекса – спрос на услуги – вышел из отрицательной зоны значений, увеличившись на 11 п.п., и составил (+8%). Также о хорошем настроении айтишников говорят их отзывы об экономическом положении и ожидаемом спросе на услуги. Ученые отмечают, что общей тенденцией среди непосредственных интеграторов ИТ-услуг стал существенный, а в рамках отдельных направлений деятельности – взрывной рост деловой активности относительно 2018 года.
К положительным тенденциям, способствующим развитию ИТ-организаций в течение 2019 года, они относят и существенное увеличение уровня конкурентоспособности на фоне роста концентрации конкурентов на рынке, о чем сообщили 22% руководителей фирм против 16% годом ранее (12% в 2014 году).
Однако исследование Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ЦКИ ИСИЭЗ) ВШЭ показало, что степень разработки большинства технологий в ИТ-сегменте оказалась недостаточной для ретейлеров и финансовых организаций. Масштаб заказов по различным цифровым решениям существенно превосходит уровень их разрабатываемости в российских ИТ-организациях.
Как сообщила «НГ» замдиректора Центра конъюнктурных исследований ЦКИ ИСИЭЗ ВШЭ Инна Лола, если в промышленности и строительстве по большинству цифровых решений технологические возможности ИТ-сегмента успешно и с запасом способны покрывать потребности заказчиков, то для торговли и финансовой сферы степень разработки большинства технологий оказалась недостаточной. «В торговой сфере наиболее яркий диссонанс в разрезе соотношения оценок по спросу на технологии и уровня разработки технологий прослеживается по востребованности на мобильные приложения (26 против 20% соответственно), на программы для внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и чат-ботов (19 против 12%)», – говорит она.
По словам эксперта, по финансовому сегменту данная тенденция еще более очевидна. «Сложившийся уровень разработок не способен удовлетворить спрос прежде всего на такие специфичные для отрасли технологии, как информационная безопасность (22 против 28%), аналоги зарубежного программного обеспечения в некоторых сегментах (12 против 20%), мобильные приложения (20 против 29%), разработка программ для внедрения технологий ИИ и чат-ботов (12 против 25%)», – продолжает Лола.
Директор и партнер компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов объясняет хорошее настроение айтишников ростом рынка и их выручки. «Российский рынок ИТ-услуг в 2019 году составил около 20 млрд долл., ежегодный рост на протяжении последних пяти лет составляет 5%. Больше всего растут запросы на отечественное аппаратное и программное обеспечение, облачные продукты и платформы, а также на решения, повышающие эффективность бизнеса (аутсорсинг ИТ- и бизнес-сервисов, сервисные и коммуникационные платформы, разработка, внедрение и сопровождение ПО)», – говорит эксперт.
Отставание ИТ-сектора от запросов торговли и банковской сферы он объясняет тем, что в РФ недостаточно компаний, готовых предоставить подобные разработки, а также меньшие в сравнении с Западом темпы развития рынка. «Бурное развитие ретейла и финансового сектора, борьба за потребителя требуют максимально подробных знаний о клиенте, а также возможность предлагать индивидуальный продукт. Но для этого необходимы технологические решения обработки большого объема информации. Также существуют трудности в доступе к капиталу», – говорит Мясоедов.
Директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКиТ), председатель Совета ТПП РФ по развитию цифровой экономики Николай Комлев считает, что в отношениях заказчиков и потенциальных исполнителей часто бывает недопонимание по вопросу финансирования работ.
«Запрос крупных заказчиков (сам был тому свидетелем) зачастую выглядит так: «Покажите мне готовую работающую систему, тогда я приму решение – покупать ли ее у вас». Разработчик объясняет, что новый продукт требует значительных инвестиций, которых у разработчика или недостаточно, или он не готов ими рисковать, вкладываясь в проект под одного заказчика. В таких случаях необходимо, чтобы тот самый капризный отраслевой клиент сам был готов инвестировать в разработку и рисковать вместе. Но клиенту легче заявить, что ИТ-компания его не удовлетворяет, нежели решиться на риск соинвестиций», – говорит Комлев.
По его мнению, потенциал у российских ИТ-компаний высокий, но закрыть все потребности они не смогут. «Помимо вышеупомянутой проблемы инвестиций в проект есть еще одна объективная причина. В нашей ИТ-отрасли, к сожалению, есть исчерпаемость главного ресурса, а именно – квалифицированных кадров. Доля ИТ-специалистов в числе работающего населения в России в 2–3 раза меньше, чем во многих развитых странах мира. Не случайно АПКиТ много лет добивается (довольно успешно) постоянного увеличения бюджетных мест в вузах на ИТ-специальности. В нацпроекте «Цифровая экономика» наши цифры стали целевым показателем проекта. Но сегодня кадровых ресурсов просто не хватает. Проблему, кстати, усугубляет тренд на инсорсинг в ряде компаний с госучастием, который вытягивает кадры с рынка и из самих независимых ИТ-компаний», – говорит Комлев.
Он уточняет, что себестоимость проектов в таких госкомпаниях в разы превышает любые рыночные предложения, но сырьевые или финансовые компании это не смущает. «В результате их страшно дорогие решения получаются в единственном экземпляре, а дефицит ресурсов и потребность в аналогичных разработках для других компаний сохраняются», – сетует эксперт.
«Трудности с удовлетворением ИТ-запросов российских компаний имеют много причин, но главные связаны с законодательными требованиями», – сказал «НГ» Евгений Медведев, аналитик компании «ТСС», специализирующейся на разработке средств информационной безопасности.
«Некоторые сегменты сталкиваются с неурегулированностью: так, рынок интернета вещей, нуждающийся в сетях 5G, пока не имеет общепринятых стандартов протоколов связи или требований безопасности (как и за границей, впрочем), да и вокруг 5G продолжаются споры между военными и провайдерами. Однако бывает и наоборот: в соответствии с требованиями программы «Цифровая экономика» к 2021 году большинство участников информационного обмена должны использовать российские криптоалгоритмы, а к 2031-му операторы значимых платежных систем должны обеспечить использование в применяемых аппаратных модулях отечественные криптоалгоритмы, имеющие соответствие требованиям, установленным ФСБ России. В этом случае зарубежные решения фактически окажутся под запретом, а нынешние российские разработчики зачастую не способны удовлетворить все запросы клиентов финансового или других секторов (например, требования к скорости работы, совместимости с другими продуктами, функционалу)», – говорит Медведев.
Потенциал у российских компаний, безусловно, есть, соглашается эксперт, не зря спрос на российских программистов и инженеров за рубежом огромный, однако удовлетворить потребности всей отраслей российскими силами вряд ли получится, считает он. «Во-первых, это связано с непрозрачной системой закупки, когда надуманными требованиями компании обязывают закупать те или иные российские решения «нужного» разработчика. Во-вторых, многие фирмы закупают решения исключительно «для галочки», чтобы удовлетворять требованиям регуляторов, а по факту закупленное ПО не используется вовсе (или используется крайне ограниченно в силу слабой функциональности). В-третьих, развитие технологий значительно опережает принимаемые требования, и зачастую новые и эффективные решения не могут быть внедрены просто потому, что не имеют соответствующих сертификатов (а получение сертификатов требует времени и средств). В-четвертых, конкуренция среди ИТ-компаний за рубежом куда выше, чем в России, а возможности производителей – куда шире (как в финансовом плане, так и в профессиональных ресурсах. В-пятых, технологическая база российских производителей зависит от азиатских производителей: на Тайване или в Китае покупают или собирают под заказ «железо»: от процессоров или печатных плат до маршрутизаторов, компьютеров и серверов, на которое затем «накатывается» российский софт. Производить «железо» в России слишком дорого: у нас нет сопоставимых с Азией объемов, базы и ресурсов», – заключает Медведев.
Лола считает, что, тем не менее, ИТ-сегмент, как ключевой драйвер цифровых трансформаций по состоянию на 2019 год достаточно неплохо справляется с поставленными задачами.
«Несмотря на все еще невысокую долю ИТ в российском ВВП (около 1% на 2018 год), в последние годы она стабильно растет темпами, опережающими темпы роста экономики в целом: в 2018 ее рост опережал рост российской экономики в целом на 1,4%. Большой вклад в экономическое развитие со стороны ИТ-услуг связан с тем, что на них приходится существенная доля исследований и разработок в бизнес-сфере», - говорит она.
Цифровизация создает новые возможности для российского ритейла, становясь не просто глобальным вызовом, но и ключевым фактором эскалации новых технологий и услуг, что в свою очередь содействует внедрению инноваций, продолжает Лола. «В последние годы наиболее успешными во внедрении цифровых технологий секторами в России стали телекоммуникации, банки и розничная торговля. Учитывая, что среди секторов российской экономики торговля лидирует по количеству созданных рабочих мест (около 20% всего занятого населения страны), цифровая трансформация ритейла обладает огромным потенциалом содействия экономическому развитию страны. В результате, российский бизнес все активнее включается в процесс цифровизации, осознавая ее необходимость для поддержания собственной конкурентоспособности, хотя и не спешит инвестировать в принципиально новые направления», - заключает она.
комментарии(0)