Многие американцы не видят для себя перспектив в современной экономике. Фото Reuters
Более 870 тыс. человек умерло в России в 2019 году от болезней системы кровообращения, алкогольных и иных отравлений, а также в результате самоубийства. Такие смерти с некоторой оговоркой можно считать признаком «эпидемии отчаяния», обусловленной экономическими и социальными проблемами. Экономисты из Принстона – нобелевский лауреат Ангус Дитон и Энн Кейс – описывают растущую смертность от «эпидемии отчаяния» в США и предупреждают, что у других стран нет иммунитета от такого «недуга». В России число смертей от безысходности, по статистике, вроде бы сокращается, но эксперты напоминают, что ситуация в стране далека от благополучной.
Почти 17 тыс. россиян решились в прошлом году на самоубийство, сообщил Росстат. Случайно отравились алкоголем около 6,5 тыс. человек, «прочие отравления» стали причиной смерти еще примерно 7,5 тыс. «Отравления и воздействие алкоголем с неопределенными намерениями» унесли жизни почти 2 тыс. человек. Так, судя по официальной статистике, выглядит в России смертность от безысходности.
Если добавить к этому статистику смертей от различных болезней системы кровообращения, то ситуация станет еще более удручающей, так как в прошлом году по этой причине умерло около 841 тыс. человек.
Перечисленные причины смерти можно рассматривать как признак существующих в обществе социальных и экономических проблем. В частности, известные экономисты Ангус Дитон и Энн Кейс рассматривают смертельные случаи от передозировки наркотиками, алкогольной болезни печени и от самоубийств как признак охватившей американское общество «эпидемии отчаяния».
«Ожидаемая продолжительность жизни у американцев сокращалась три года подряд – с 2015 по 2017 год. Такого не было со времен Первой мировой войны, когда мир охватила пандемия испанского гриппа», – сообщили экономисты применительно к США в статье, опубликованной в американском журнале Foreign Affairs.
Важной причиной сокращения продолжительности жизни они называют рост смертности в возрасте от 25 до 64 лет. «Все чаще причинами смерти в этом возрасте становятся случайное отравление (почти всегда от передозировки), алкогольная болезнь печени и самоубийства. Передозировка – самая распространенная из трех причин смерти от безнадежности. В 2017 году от этого скончались 70 тыс. американцев, а с 2000 года – более 700 тыс., – пояснили исследователи. – Сейчас от самоубийств в Америке погибает больше людей, чем в дорожных авариях. Кроме того, количество самоубийств в 2,5 раза превышает число убийств. В одном только 2017 году было 158 тыс. смертей от безысходности. И рост смертей от отчаяния приходится почти исключительно на категорию американцев, не имеющих высшего образования».
«Неумолимое увеличение количества таких смертей вкупе с ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний привело к ошеломляющим результатам», – указали исследователи. Причинами «эпидемии отчаяния» они считают разрушение образа жизни рабочего класса, кризис на рынке труда и неудачное устройство системы здравоохранения, уточнило ИноСМИ.
У других, даже богатых стран «нет гарантии и иммунитета от этого американского недуга», предупредили экономисты. Так, по их данным, «смертность от передозировки наркотиками, алкоголя и самоубийств уже растет в Австралии, Канаде, Ирландии и Британии».
Стоит отметить, что в России число смертей, условно названных «от безысходности», со временем сокращается, да и в целом, как напоминают опрошенные «НГ» эксперты, ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) в России, по официальной статистике, увеличивается.
«По уровню ОПЖ Россия значительно отстает от многих развитых стран, однако в отличие от США продолжительность жизни населения России растет последние 15 лет. В том числе по причине медленного сокращения смертности населения в трудоспособном возрасте. Показатели смертности от болезней системы кровообращения и внешних причин также имеют тенденцию к снижению, – сообщила старший научный сотрудник лаборатории исследований демографии Российской академии народного хозяйства и госслужбы Рамиля Хасанова. – За последние 10 лет среди умерших от внешних причин стало меньше убийств, самоубийств, случайных отравлений алкоголем и без алкоголя».
«Очень хочется надеяться, что пик смертности от «эпидемии отчаяния» мы прошли на рубеже нулевых годов, – сказала доцент Российского экономического университета им Г.В. Плеханова Людмила Иванова-Швец. – Тогда статистика смертности от отравления алкоголем, несчастных случаев, самоубийств, да и от сердечно-сосудистых заболеваний просто зашкаливала». «Так, согласно официальным данным, смертность от отравления алкоголем в 2018-м по сравнению с 2000-м сократилась в 3,5 раза; число самоубийств за этот же период сократилось почти в 5 раз», – добавила она. Тем не менее, как уточнила Иванова-Швец, в России ситуация и сейчас остается «не такой благополучной, как хотелось бы».
Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский не отрицает происходящих улучшений, однако он указал, что при международных сопоставлениях положение россиян трудно назвать завидным. Напомним, международные сопоставления ранее уже становились поводом для болезненной реакции некоторых российских наблюдателей.
В частности, в 2016 году Всемирный банк зафиксировал в России 31 случай самоубийств на 100 тыс. человек, а в США – 15,3 случая. Всемирная организация здравоохранения сообщала, что в России в 2016-м произошло 26,5 случая смертей от самоубийств на 100 тыс. человек, а в США – 13,7.
При этом Росстат за 2016 год зафиксировал лишь 15,6 случая смертей от самоубийств на 100 тыс. человек. По итогам 2019-го этот показатель у Росстата снизился до 11,6 случая на 100 тыс. человек.
«Российскому капитализму только 29 лет. За это время люди не успели ничего получить от государства в виде материальных выгод и не успели почувствовать потери», – считает руководитель образовательного центра Esolang Инга Корягина. Иного мнения придерживается Жарский: в России тоже уместно говорить об «эпидемии отчаяния», «которая, вероятно, длится как минимум последние 30 лет и стартовала в начале 90-х годов, когда были разрушены многие социальные институты и механизмы поддержки».
По словам Корягиной, на кризисы россияне «реагируют смекалкой», а не самоубийствами. Но эксперт согласилась, что действительно есть такая тенденция, как «увеличение употребления алкоголя», которое становится ответом на неблагоприятные обстоятельства или депрессию.
К слову, как сообщил в понедельник в телеэфире главный нарколог Минздрава Евгений Брюн, количество россиян, которые злоупотребляют алкоголем и не обращаются по этому поводу ни к каким врачам, достигает 30%. «Это одна рюмка, 50 мл крепкого алкоголя в течение месяца каждый день. Через месяц печеночный маркер покажет, что человек злоупотребляет. Таких людей в популяции примерно 30%», – сказал Брюн. И скорее всего этот вывод многим не понравится.
комментарии(0)