Михаил Мишустин требует от министров достижения общественно значимых результатов национальных проектов в 2020 году. Фото с сайта правительства РФ
В среду глава государства, члены правительства и руководство ЦБ уговаривали друг друга стимулировать экономику, запустить новый инвестиционный цикл и ускорить реализацию национальных проектов. Никто вроде бы не возражает, но дело все никак не сдвигается с мертвой точки. Такие же призывы были слышны и на совещании летом 2019 года, причем состав участников тогда был почти таким же, за исключением главы кабинета министров.
Основной задачей экономической повестки президент Владимир Путин назвал в среду на совещании по экономическим вопросам в Кремле запуск нового инвестиционного цикла и выход на ежегодный прирост инвестиций в 5–7%, чтобы уже в следующем году обеспечить темпы экономического роста выше мировых.
По оценкам Банка России, годовой темп прироста инвестиций в основной капитал в четвертом квартале 2019 года, как и кварталом ранее, составил 0,8%, а в первом квартале 2020 года может сложиться в интервале 1,5–2%.
Глава государства, однако, на подобных совещаниях называет цифры, которые ему кажутся выигрышными. В этот раз он отметил, что в 2019 году прирост ВВП России составил 1,3%, при этом в четвертом квартале его динамика увеличилась до 2,3%. Традиционно отдал он дань макроэкономической стабильности. Инфляция в 2019 году сократилась до 3%, сейчас этот показатель составляет 2,4% в годовом выражении, Фонд национального благосостояния превышает 125 млрд долл., международные резервы составляют 560 млрд долл. Безработица была на уровне 4,6%. Индекс промышленного производства составил 2,4%, производство сельхозпродукции прибавило 4%.
Особое внимание президент также уделил вопросам выстраивания работы с регионами (представителей которых на совещании не было), и обратил внимание, что все заявленные социальные, инвестиционные планы должны быть в полном объеме обеспечены финансированием. «Здесь тоже ничего нового нет. Просто хотел бы от вас сегодня услышать, как мы приступаем к этой работе, с каких позиций и какими темпами будем добиваться поставленных задач», – сказал президент.
Хотя впрямую Путин об этом не говорил, но подразумевалось, что плохой старт национальных проектов в 2019 году привел к отставке правительства Медведева, и вот теперь, спустя почти месяц после формирования нового кабинета, ему хотелось услышать, как новая команда будет активизировать эту работу.
Премьер-министр Михаил Мишустин отметил, что работа по нацпроектам начинается не с чистого листа. «Подготовлена достаточно серьезная база, есть соответственно целевые показатели, есть срок, и в бюджете заложены все необходимые на это средства», – заявил он.
Он пообещал создать систему мониторинга реализации нацпроектов, которая интегрирует данные практически всех ведомств. По его словам, необходимо, чтобы уже в ближайшее время люди увидели реальные результаты работы правительства по нацпроектам.
Первый вице-премьер Андрей Белоусов ждет создания первой версии IT-платформы для мониторинга нацпроектов. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Кроме того, он поручил Минэкономразвития до 20 февраля представить предложения по уточнению единого плана достижения наццелей и нацпроектов. Эту работу будут координировать вице-премьеры – кураторы нацпроектов, которых премьер попросил выстроить «четкую управленческую вертикаль». «Надо, чтобы уже в ближайшее время люди видели реальные результаты нашей работы», – подчеркнул премьер.
Информационно-аналитическая система мониторинга реализации национальных проектов появится к 31 июля, технически курировать эту работу будет Аналитический центр при правительстве РФ, заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов. По его словам, система позволит оценивать риски и предупреждать о возможных отклонениях, в первую очередь в достижении национальных целей и целевых показателей. Он предложил также создать компактную – из 10–12 человек – рабочую группу для оперативного рассмотрения вопросов, возникающих в рамках нацпроектов. Функции федерального проектного офиса следует разделить между Минэкономразвития, профильным департаментом кабмина и Аналитическим центром при правительстве, заявил Белоусов. Он также предложил запустить электронные интерактивные карты, где россияне смогут не только отслеживать ход строительных работ крупных проектов, но и оставлять собственные комментарии.
С помощью всех этих мер правительство хочет упростить процессы и процедуры управления национальными проектами. О том, что система управления нацпроектами слишком забюрократизирована, говорил ранее председатель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин. Даже если оставить в стороне вопрос о роли нацпроектов в ускорении экономики (а глава СП и многие экономисты считают, что они дадут только локальный эффект, но не приведут к прорывному развитию экономики), федеральные чиновники до сих пор даже не контролируют значительную часть показателей действующих госпрограмм, о чем свидетельствуют результаты стратегического аудита СП работы федерального правительства за последние три года.
Если система мониторинга будет готова только к августу 2020-го, получится, что после начала работы над нацпроектами в мае 2018 года чиновники два года «запрягали», прежде чем показать населению «зримые результаты». То есть подготовка к реализации уже займет треть отведенного на воплощение в жизнь нацпроектов шестилетнего срока до 2024 года.
«Показатели реализации нацпроектов в 2019 году оказались достаточно далеки от прогнозных, не были освоены 148 млрд руб., – сказал «НГ» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его мнению, мониторинг позволит отслеживать регионы с провальными показателями и оперативно принимать меры. «Не все регионы обладают достаточным числом специалистов, которые могут реализовать нацпроекты точно в срок, некоторые работники муниципалитетов не успевают вовремя оформить документацию и деньги на нацпроекты не выделяются, а значит – не строятся инфраструктурные объекты, не ведется поддержка бизнеса и малообеспеченных семей», – говорит эксперт.
«Низкое исполнение бюджета по национальным проектам связано с долгим циклом согласования госзакупок. В 2020 году должны быстрее пойти расходы, которые были согласованы и оформлены в 2019 году», – сказал «НГ» финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский. По словам эксперта, источником роста инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние ресурсы. «Рост инвестиций в 5–7% выглядит амбициозным, но достижимым. В условиях снижения ключевой ставки кредиты будут дешеветь, можно также надеяться, например, на перераспределение иностранных инвестиций в пользу РФ на фоне нестабильной ситуации в Китае, возможной отмены санкций и так далее».
В 2020 году инвестиционная активность может возрасти, соглашается доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. «Источников достаточно много, – перечисляет эксперт. – Размер ФНБ на сегодня оценивается в 8 трлн. руб., часть средств может быть направлена на финансирование государственных инвестпроектов. Достаточно существенный объем прямых иностранных инвестиций можно будет привлечь за счет реализации специнвестконтрактов после доработки этой программы, которая сейчас тормозится из-за того, что к участникам проектов предъявляются достаточно серьезные требования по локализации».
По мнению эксперта, определенный эффект может дать запуск региональных инвестиционных проектов и контрактов. «Сейчас на региональном уровне отмечается недостаточная активность в реализации инвестконтрактов. Это связано с тем, что финансовое положение регионов оставляет желать лучшего. Реализация региональных инвестконтрактов предполагает некие барьеры, которые для бизнеса сложно преодолимы. Поэтому донастройка, доработка специнвестконтрактов и региональных инвестконтрактов даст ощутимый результат в вопросах запуска инвестиционного климата», – говорит Алисенов.Необходима донастройка налоговой системы, считает эксперт. «Есть существенные льготы и преференции в налоговом кодексе, которые работают крайне неэффективно. Речь идет об инвестиционном налоговом вычете, который предоставляется только в 15 из 85 субъектах РФ. Необходимо ввести его во всех субъектах и сделать механизм доступа к этому вычету простым, несложным. Сняв ограничения, осуществив донастройку налоговой системы за счет предоставления существенных льгот преференции малому, среднему и крупному бизнесу можно запустить инвестиционную программу и это даст ощутимый результат», - говорит Алисенов.
Некоторые эксперты не до конца понимают, какие именно меры правительства помогут ускорить экономику страны.
«Не совсем понятно, каким именно образом исполнение нацпроектов должно ускориться, – говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. – Да, состав кабмина изменился и часть должностей ушла «практикам», имеющим опыт управления в регионах, но ощутимых изменений по самим проектам предпринято так и не было».
По поручению нового премьер-министра расследуют причины недорасхода средств в 2019 году, однако главную можно назвать уже сейчас, говорит Николаев – это низкое качество управленческих кадров на местах. «Именно данный фактор в совокупности с неэффективностью бюрократического аппарата способствовал медленному выполнению программ. Чиновники получили некоторый практический опыт исполнения мегапроектов и, возможно, теперь будут действовать более оперативно, но эти перемены сложно приписать новой команде министров», – говорит эксперт.
«Перед тем как реализовывать масштабные и самое главное капиталоемкие проекты, нужно создавать условия, чтобы эти проекты давали стимул для развития тех сфер, на которые они направлены. К сожалению, такой работы проделано не было, или она была проделана очень слабо, - считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. - Если Мишустину действительно удастся значительно ослабить бюрократию в работе правительства, то шансы на успешную реализацию по крайней мере некоторых нацпроектов действительно могут появиться».
«Благодаря внедрению в ФНС автоматизированной системы контроля НДС налоговые сборы за последние пять лет удалось увеличить в 1,4 раза. Те же компетенции помогут новому главе кабинета добиться более качественного улучшения исполнения нацпроектов», - сказал «НГ» руководитель отдела аналитических исследований "Высшей школы управления финансами" Михаил Коган.
комментарии(0)