Графика pixabay.com
Законодательные предложения Минэкономразвития (МЭР) о дополнительном контроле за инвестпроектами субъектов естественных монополий могут существенно затруднить и даже остановить их реализацию. Такие опасения были высказаны как представителями самих монополий, так и бизнеса в ходе прошедшего на днях заседания комитета Госдумы по энергетике. По данным источников «НГ», на мероприятии в целом обсуждалась проблема направленности ряда законопроектов, с точки зрения крупного бизнеса, на ухудшение инвестклимата. Ранее, например, кабмином была одобрена реформа электросетевых тарифов, которая предполагает рост финансовой нагрузки на промышленность, и, следовательно, может значительно ограничить возможности бизнеса вкладывать средства в развитие.
Законопроект о внесении изменений в законы «О естественных монополиях» и «Об электроэнергетике» в части, относящейся к инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, был принят в первом чтении еще в середине 2017 года. К концу прошлого года после некоторой паузы его рассмотрение ускорилось: поправки к документу разработало МЭР, но они пока не одобрены правительством. Документ предполагает принципиальное изменение существующей модели формирования, согласования и утверждения инвестпрограмм субъектов монополий.
Обсуждение готовящихся поправок, по данным «НГ», получилось горячим. Проблемы, как отметили некоторые участники встречи (по данным «НГ», на совещании присутствовали представители экспертного сообщества, «Транснефти», «Россетей», «Сообщества потребителей энергии» и др.), могут возникнуть в связи с необходимостью согласовывать с регулятором не только инвестпрограммы, но и программы капитального ремонта. Предложенную процедуру формирования и утверждения инвестпрограмм эксперты назвали сложной и забюрократизированной, отмечая, что в результате регулятор будет фактически подменять менеджера компании, однако вся ответственность сохранится за последним.
«Для роста инвестиций в экономику необходимо устранять барьеры и повышать прозрачность в присоединении к электросетям. Условность и размытые критерии для мероприятий по присоединению, предлагаемые проектом, нацелены в обратную сторону и создают почву для злоупотреблений. Наделение регулирующих органов правом определения объемов и направлений капитальных вложений в электросетях снизит эффективность регулирования их инвестиционных программ», – высказал мнение о влиянии на энергоотрасль обсуждающихся поправок директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев.
Представители крупных компаний на заседании вспомнили про еще одну инициативу, которая, по мнению ряда выступавших, также усложняет задачу по улучшению инвестклимата и привлечению инвестиций в страну. Речь зашла о дифференциации тарифа компании ФСК, управляющей магистральными электросетями, к которым подключены крупные промышленные потребители: предполагается повысить тариф ФСК до двух раз за три года, что существенно увеличит платежи промышленности за сетевые услуги.
«В дополнение к рассматриваемым правительственным поправкам, которые ведут к снижению эффективности инвестиционной деятельности монополий, правительство является инициатором ряда других законодательных инициатив, несущих существенные риски для делового и инвестиционного климата в стране. Так, уже принятый федеральный закон о лицензировании энергосбытовой деятельности ограничивает конкуренцию на розничных рынках электроэнергии, а реализация правительственного законопроекта по дифференциации тарифов на услуги по передаче электрической энергии по магистральным сетям приведет к ежегодному изъятию из инвестиционного оборота нескольких десятков миллиардов рублей», – отметил Валерий Жихарев.
комментарии(0)