Пассажирские перевозки могут пострадать после смены управления украинскими железными дорогами. Кадр из видео с сайта www.radiosvoboda.org
Украина надеется, что железнодорожный оператор Германии Deutsche Bahn поможет навести порядок в собственном железнодорожном хозяйстве, победив коррупцию. Эксперты считают: опыт европейских законодателей железнодорожной моды может оказаться полезным для Украины. Впрочем, немецкие перевозчики финансово успешны благодаря государственным дотациям, а украинские дороги помощи почти не получают. Одним из сценариев немецкого менеджмента может стать выделение из «Укрзализныцы» прибыльных грузовых перевозок, что приведет к проблемам для пассажирских перевозок.
Государственная Украинская железная дорога («Укрзализныця», УЗ) подписала в Киеве меморандум о взаимопонимании по стратегическому сотрудничеству с одной из крупнейших в мире транспортных компаний Deutsche Bahn (DB) и ее «дочкой», консалтинговой компанией DB Engineering & Consulting. Цель сотрудничества – разработка концепции для предоставления УЗ необходимой управленческой и технической помощи в сфере грузовых, пассажирских перевозок, инфраструктуры, оказания услуг и технического обслуживания. Конкретное соглашение должно быть подписано в течение ближайших трех месяцев, а с начала 2021 года, как предполагается, Deutsche Bahn будет предоставлять «Укрзализныце» поддержку в сфере управления.
В октябре прошлого года Министерство инфраструктуры Украины, УЗ и Европейский банк реконструкции и развития подписали меморандум о сотрудничестве с целью подготовки первичного размещения акций УЗ. А в воскресенье стало известно, что врио главы УЗ назначен серб Желько Марчек (в 2016 году на этом посту был поляк). То есть ставка на варягов в спасении украинских железных дорог сделана конкретная (см. «НГ» от 23.01.20).
«Я рассчитываю на немецкую нулевую терпимость к коррупции, которая помогла бы нам изменить статус-кво в «Укрзализныце». В конечном итоге мы ожидаем результата, который будет заметен не только с точки зрения финансовых результатов УЗ, но и с точки зрения комфорта каждого клиента компании», – сказал при подписании меморандума премьер-министр Украины Алексей Гончарук.
При этом он особо подчеркнул, что передача управления немцам не предусматривает передачи им полного контроля над предприятием. Сотрудничество компаний не предполагает продажу или аренду такого стратегически важного государственного объекта, как УЗ, сказал он.
Член правления по вопросам инфраструктуры Deutsche Bahn Рональд Пофалла обозначил ориентиры оздоровления украинской компании. Он сообщил, что пока Deutsche Bahn в 1994 году не стала работать как частная компания, они «тратили на персонал больше, чем зарабатывали». А сейчас, по его словам, компания стала самой прибыльной в Европе, он пообещал поделиться опытом с «Укрзализныцей».
Эксперты признают огромный опыт немецких компаний. Deutsche Bahn перевозит около 5 млрд пассажиров и 300 млн т грузов в год. А DB Engineering & Consulting консультирует по всему миру уже 50 лет, от строительства метро в Бразилии и Австралии до соединения высокоскоростной железнодорожной сетью Мекки, Джидды и Медины. Вместе с тем они отмечают, что Deutsche Bahn получает многомиллионные дотации от немецкого государства. Кроме того, есть подозрения, что немцы посоветуют разделить «Укрзализныцу» на несколько частей, выделив из нее компанию по грузоперевозкам – единственный прибыльный вид деятельности, за счет которого сейчас дотируются перевозки пассажирские. Руководство УЗ не заинтересовано в развитии пассажирских перевозок и поддерживает их на минимально возможном уровне, заявлял министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий. А выделение грузоперевозок, по его мнению, убьет пассажирские перевозки.
Есть и опасение, что консультанты для повышения производительности труда посоветуют сократить персонал (сейчас в УЗ работают около 250 тыс. человек). В интервью DW Пофалла рассказывал, что после объединения с ГДР общее количество работников железных дорог ФРГ составляло около 700 тыс. человек, а сейчас их только 210 тыс.
Если УЗ передадут в управление Deutsche Bahn, это может привести к убыткам украинской компании, предупреждал политолог, руководитель Украинского института политики Руслан Бортник. По его словам, федеральное правительство Германии дает дотации для Deutsche Bahn на 10–14 млрд евро, тогда как УЗ без всяких дотаций приносит 80 млн долл. прибыли ежегодно. Эксперт выразил мнение, что экспертам Deutsche Bahn есть чему поучиться у управленцев «Укрзализныци», а не наоборот.
Однако плачевное техническое состояние железных дорог Украины стало уже притчей во языцех. Участились случаи возгорания локомотивов из-за старой проводки (многим поездам уже по 30 лет). Эксперты считают, что модернизировать украинские железные дороги уже поздно, их надо строить заново. И у немцев есть здесь свой стратегический интерес.
«Немцы, конечно, захотят получить деньги за свои услуги, а оплатить их Украина сможет только за счет кредитов, ведь украинская сторона не хочет расплачиваться акциями, терять контроль над предприятием, – сказал «НГ» специалист по вопросам стран СНГ Андрей Суздальцев. – Немцы, вероятно, рассчитывают на деньги Евросоюза, так как речь будет идти об инфраструктурных кредитах ЕС, которые получить легче. Ведь развитие дорог – это всегда оживление экономики и надежда получить дополнительную выручку».
По словам эксперта, денег нужно много, так как все последние 30 лет железные дороги Украины только разрушались: «Дорога исчезает естественным путем. В некоторых районах она уже прекратила существование, рельсы и шпалы просто разворованы. Такая картина, например, на границе с Молдавией, там стоят пустые вокзалы. Дорогу, по сути, надо строить заново, модернизация может не помочь».
Суздальцев опасается, что европейские кредиты будут в значительной части разворовываться, если попадут украинским подрядчикам. Железная дорога и особенно ее строительство – идеальное место для коррупции, говорит эксперт. Если немецким специалистам удастся справиться с этим явлением, это даст шанс другим отраслям. «Железная дорога – это политический вопрос, одно из ключевых звеньев, если здесь будет наведен порядок, возможно, удастся вытянуть и всю экономику», – говорит Суздальцев.
По его мнению, выбор именно немецкой компании объясним. Речь идет о соседней европейской стране, законодательнице железнодорожной моды на континенте. «Китайские компании, конечно, сейчас вполне продвинуты технологически и сопровождают подобные проекты по всему миру своими кредитами. Однако известно, что их особенностью является навязывание своей рабочей силы, охраны, менеджмента и т.п. Европейцы вряд ли согласились бы на такое сотрудничество Украины, – считает эксперт. – Немцам важно застолбить за собой одну из самых больших по территории стран Европы, тем более что евразийская железнодорожная традиция, я бы сказал, философия, от Шанхая до Бреста все же до сих пор была германская». По словам эксперта, с реконструкцией железных дорог Украины вполне бы справились РЖД, но по политическим причинам это невозможно.
комментарии(0)