Фото pixabay.com
Молочная продукция – один из лидеров по фальсификации на пищевом рынке. Потому что фальсифицировать ее просто. Потому что никто не узнает. Страдают самые незащищенные слои населения, а чиновники еще и наживаются на госзакупках фальсификата. Как иначе фальсификат попадает в детские учреждения, как например, в Тамбовской области?
Покупатели в рознице не всегда могут заметить, что именно они покупают – творог или творожный продукт – но замечают постоянный рост цен. По данным ВЦИОМ, на конец 2019 года, 40% потребителей считают, что инфляция шла обычными темпами, а 34%, напротив, уверены, что она очень высока. В будущем значительного роста цен ждет 34% населения, а 52% считают, что подорожание будет незначительным.
Факты таковы, что с января 2017 по декабрь 2019 года сливочное масло подорожало на 24% – с 492 до 613 рублей за килограмм. За тоже время литр стерилизованного молока вырос в цене на 11-12%, килограмм сметаны – на 15%, баночка йогурта – на 18%, плавленый сыр на 26%, творожный сырок – на 51%. Это данные государственной статистики.
Ценовая неразбериха
Понятно, что цены на продукты растут, не так очевидно, почему. Молочники жалуются на дороговизну сырья. Союзмолоко констатирует, что сырое молоко в 2019 подорожало на 9%. Минсельхоз его поправляет – всего на 4%. Если посмотреть данные Росстата, выяснится, что в сельскохозяйственных организациях сырое молоко с 2017 по 2019 подорожало всего на 2%, а с учетом фермеров даже подешевело на 5%.
То есть сырое молоко от коровы фактически не подорожало, рост ниже инфляции. Зато подорожало пальмовое масло и НДС на него, и объем его импорта в РФ растет, как сообщает таможня.
Молочники при этом не скрывают, что у них все хорошо. Объем молочного рынка в России за 2019 год увеличился на 4,6%. Государство борется с фальсификатом и теневой торговлей, повышает спрос на молоко. Производство растет на 3%.
Маркировка против фальсификата
Нам говорят, что покупатели привыкли к росту цен. Но это не значит, что они ничего не требуют взамен. Чего же хотят покупатели? Они хотят знать, что они покупают, и хотят иметь четкие ориентиры качества продукции.
Большинство - 73% - готовы доверять такому ориентиру, как государственная система маркировки. Об этом свидетельствуют данные свежего опроса ВЦИОМ. Ведь каждый второй россиянин сталкивался с фальсификатом.
Более того, потребитель хорошо понимает, насколько опасен контрафакт, и поэтому почти половина россиян - 47% - хочет видеть маркировку на продуктах питания, 23% поддерживает маркировку молочной продукции, также 18% выступает за маркировку продуктов и товаров для детей.
В том, что маркировка поможет в борьбе с контрафактом, уверены 47% опрошенных. Более того, 28% ответивших на вопросы готовы платить до 5% больше за товар с маркировкой, которая защищает их от подделок, а еще 18% согласны доплачивать за маркировку от 5% до 10% стоимости товара.
Что важно, в обществе есть большой запрос на усиление ответственности за контрафакт, причем не только для производителей и продавцов, но и для чиновников, которые его допускают (и в госзакупках), вплоть до уголовной. Введение такой ответственности поддержали 92% и 94% опрошенных.
Кстати, три четверти респондентов выразили готовность самостоятельно участвовать в привлечении фальсификаторов к ответу и сканировать товар в магазине, используя мобильное приложение для проверки подлинности, и информировать государство о нарушениях.
Возможно, стоит прислушаться к тому, что граждане говорят социологам ВЦИОМа и сделать выводы, и относительно цен на продукцию, и относительно ее качества. Ведь в ситуации падения доходов населения и засилья контрафакта на полках людям нужна уверенность в качестве того, что они покупают.
Кстати, возможность самом проверять товары в магазине у потребителя уже есть, и она будет распространяться на новые виды продукции. С 2017 года в форме государственно-частного партнерства в России создается федеральная система маркировки и прослеживания товаров "Честный ЗНАК". Оператором системы стала компания ЦРПТ, созданная госкорпорацией "Ростех", компанией ЮСМ Алишера Усманова, и "Элвис-Плюс Групп" Александра Галицкого.
Система включает мобильное приложение для покупателей, которое сканирует специальный код маркировки на товаре и подтверждает таким образом законность его происхождения. Прямо из приложения можно отправить жалобу в надзорные инстанции. Система уже работает для сигарет, обуви, лекарств и ряда других товаров. Молочная продукция в приоритете включения в программу маркировки, сейчас проводится эксперимент в этой отрасли.
комментарии(0)