Для ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) 2019 год, похоже, оказался не радужным. По материалам открытых реестров Ростехнадзора, Роспотребнадзора и МЧС, которые нашла «Независимая газета», можно сделать вывод, что с апреля на «Иле» прошло 17 проверок, которые выявили несколько десятков нарушений, связанных с пожарной безопасностью, а также организацией строительства при реконструкции и техническом перевооружении завода.
Как следует из материалов проверки № 501902772436 Реестра проверок Генпрокуратуры, к примеру, 1 июля 2019-го МЧС обнаружило три грубых нарушения правил пожарной безопасности. Согласно предписанию № 96/1/1-3, в корпусах 16 и 24 не организован регламентный ремонт и техобслуживание систем противопожарной защиты здания. Другими словами – систем дымоудаления, спринклерных оросителей, датчиков дыма и других устройств. Что, если из-за отсутствия ремонта они не сработают в нужный момент? В итоге инспекторы пожарного надзора сделали вывод, что на ПАО «Ил» не обеспечена безопасность сотрудников. За это, судя по материалам дела № 5-513/19 (мировой судебный участок № 299 Жуковского судебного района), завод оштрафовали на 70 000 руб. по ст. 19.5 КоАП РФ.
В июне 2019 года на предприятие пришли инспекторы Ростехнадзора. Они проверяли, как проходит техническое обновление и реконструкция. И выявили 20 нарушений, которые касались правил проведения и освидетельствования работ, отсутствия документов на используемые материалы, ненадлежащего проведения строительного контроля (об этом, например, свидетельствует предписание № 5.4-1411-пр-пл-П/0254-2019 от 27.06.19, номер проверки 1902790781).
По данным базы СПАРК можно подсчитать, что на заводе проходило еще около 10 проверок, 4 из которых обнаружили менее существенные нарушения по линии МЧС и Роспотребнадзора.
А в декабре 2019 года группа сотрудников завода написала обращение в прокуратуру по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (входящий № 082-05/29684). Копия была направлена директору Юрию Грудинину. Авторы были возмущены тем, что в филиале «Ила» в Жуковском, например, задерживают либо вообще не платят сверхурочные и за работу в выходные дни. В обращении указаны 13 сотрудников, которые не получили ни копейки за работу в выходные.
Сложившуюся ситуацию заявители сравнили с «беспрецедентным экспериментом», которому подвергается «Ил» из-за «эффективного менеджмента». В результате, опасаются сотрудники, может быть сорван гособоронзаказ (ГОЗ).
Предпосылки к этому есть: о срыве ГОЗ в области разработки нескольких типов транспортных самолетов сообщала РБК (23.05.19). По данным СМИ, проблемы возникали при производстве военно-транспортного самолета Ил-112В, воздушного танкера на базе Ил-78 и тяжелого транспортника Ил-76МД-90А. По гособоронзаказу на модернизацию самолетов Ил-76МД только в 2019 году таких машин должно было быть сдано пять штук. Но ни одного Ил-76МД-90А не было поставлено в войска с 2014 года, пишет РБК. Также не удается найти публичную информацию о том, был ли сдан в 2019 году хоть один обещанный по графику самолет.
С момента начала действия соглашения (2012 год) Минобороны получило всего три самолета, сообщало РИА Новости (18.12.19).
А к концу года выяснилось, что и работа над Ил-114-300 не выполнена в срок, писали «Аргументы недели» (06.11.19), сообщая о презентации самолета, проведенной для контролеров из Военно-промышленной комиссии и Минпромторга: «На самом деле все агрегаты, рули, киль, двигатель были даже не закреплены на посадочных местах. После отъезда высоких проверяющих они благополучно сняты и разложены по полкам».
Точка отсчета проверок с апреля взята не случайно: 4 апреля на завод «Ил» пришел новый директор Юрий Грудинин. Его перевели из Таганрога, где он возглавлял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.В. Бериева (ТАНТК). Функции управляющей компании на ТАНТК тоже с недавних пор забрал «Ил», так что Грудинин по факту руководит и этим предприятием авиационной отрасли. И еще десятком других, подконтрольных «Илу», на плечах которых лежат авиационные госзаказы. Не спросят ли теперь с него за многочисленные трудности стратегического предприятия?
А спрашивать, похоже, есть за что. Новый гендиректор словно перетянул за собой в «Ил» из Таганрога шлейф результатов проверок. Там, как сообщает «АиФ» (19.12.19), у аудиторов уже возникали вопросы относительно практики назначения премий и схем возмещения НДС.В декабре 2019-го «Ил», как сообщал Moscow post (23.12.19), лишился престижного соглашения с корпорацией Boeing – такой вывод можно сделать из опубликованного письма представителя Boeing Эрика Р. Свонсона на имя директора «Ила». Произошедшее опасно тем, что кадровая проблема обострится еще больше, уйдут талантливые конструкторы. Если верны заявления о задержках зарплат и премий для простых сотрудников, для инженеров и управленцев – это также крайне серьезный сигнал для отрасли. Если менеджмент еще как-то способен пережить все эти кризисные явления, то вот «мозги» российской гражданской и военной авиации – конструкторы – могут запросто «утечь», например, в тот же самый Boeing. По словам источника на предприятии, 25 конструкторов после разрыва соглашения уволились и работают в американской самолетостроительной корпорации.
комментарии(0)