Проверка тепловизором прибывших из Китая пассажиров в аэропорту Алматы. Фото Reuters
Глобальная эпидемия нового коронавируса из Китая может нанести мировой экономике значительный ущерб, сопоставимый с потерями от американо-китайской торговой войны. Последствия новой эпидемии для китайской экономики и для всего Азиатского региона могут быть более серьезными, чем от атипичной пневмонии 2003 года. Мировые биржи уже лихорадит: падают акции авиакомпаний, казино и компаний, торгующих предметами роскоши. Нефтяные котировки также снижаются. Если опасения рынка об эпидемии подтвердятся – цены на нефть снизятся минимум на 3 долл., предупреждали Goldman Sachs.
Ситуация настолько серьезная, что в среду Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) провела экстренное совещание, чтобы определить, является ли новый вирус глобальной угрозой. На момент сдачи номера в печать итоги этой встречи не были обнародованы.
При этом в среду многие европейские акции восстановились, что было связано со снижением опасений рынков о глобальной эпидемии коронавируса. Так, утром индекс STOXX 600 рос на 0,08%, немецкий индекс DAX – на 0,24%, французский CAC – на 0,04%. Акции британской Berkeley Group подскочили на 5%. Британский фондовый индекс FTSE 100 прибавил 0,13%.
В то же время стоимость мартовских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к утру среды составляла 64,36 долл. за баррель, что на 0,36% ниже цены на закрытие предыдущей сессии. Отмечалось, что такая реакция рынков была связана с опасениями сокращения спроса на нефть в случае распространения эпидемии коронавируса. Текущее снижение не предел, считают аналитики Goldman Sachs.
Они не исключают, что в случае дальнейшего масштабного распространения эпидемии, как в случае с атипичной пневмонией в 2003 году, нефтяные котировки могут упасть как минимум на 3 долл.
«Перевод оценочного влияния ТОРС (тяжелого острого респираторного синдрома) на спрос в объемы 2020 года в среднем указывает на потенциальный негативный шок для глобального спроса на нефть в размере 260 тыс. барр. в сутки», – полагают в Goldman Sachs. В свою оценку они также включают потерю спроса на авиатопливо в размере 170 тыс. барр. в сутки. Рынки авиатоплива могут понести наиболее серьезные потери, если вспышка приведет к сокращению региональных авиаперевозок, резюмируют экономисты.
По оценкам Международной организации воздушного транспорта, перевозки пассажиров азиатскими авиакомпаниями упали на 8% во время эпидемии атипичной пневмонии в 2003 году. В текущем году пассажиропоток китайских авиакомпаний может вырасти на 4% вместо 9%.
Впрочем, пока не все разделяют панические настроения экспертов Goldman Sachs. Сейчас предложение на нефтяном рынке является более чем достаточным, и динамика цен на нефть в значительной мере зависит от уровня спроса, замечает экономист Oversea-Chinese Banking Corp Хоуи Ли. «Мир наводнен нефтью, особенно из США», – добавляет глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль. Отметим, на ситуацию на нефтяном рынке влияют и сообщения о возможном сокращении поставок из Ливии в связи с блокировкой экспортных портов в стране.
Тепловые сканеры на станции мониторинга температуры пассажиров в китайском Макао. Фото Reuters |
На сегодняшний день зафиксированы заражения новым коронавирусом в 13 провинциях Поднебесной. За пределами КНР заражения зафиксированы в Японии, Таиланде, Южной Корее, США. В результате многие страны, в том числе и РФ, начали внедрять расширенный досмотр в пограничных пунктах пропуска. В частности, главный государственный санитарный врач РФ Анна Попова в среду сообщила, что «на всех 200 с лишним пунктов пропуска ведется усиленный контроль».
Ситуация ухудшается тем, что сейчас Поднебесная готовится к празднованию китайского Нового года, когда миллионы китайцев уезжают в отпуск, в том числе и за границу. В результате многие отменяют запланированные поездки, а Ухань фактически стал закрытым городом: людям не разрешается ни покидать поселение, ни въезжать.
Потребительские расходы в итоге могут сильно пострадать, особенно в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай и Шэньчжэнь, где случаи заболевания коронавирусом были подтверждены. К слову, по данным Минторговли КНР, в прошлом году за неделю китайского Нового года розничные продавцы и рестораны заработали около 146 млрд долл., доходы от туризма за тот же период составили 75 млрд долл., передает South China Morning Post.
Пока рано говорить о глобальных последствиях, однако многие эксперты не исключают, что влияние вируса на китайскую экономику может иметь больший эффект, чем торговая война с США. «Вспышка в Ухане превращается в серьезный потенциальный экономический риск для Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)», – замечает в интервью SCMP главный экономист IHS Markit по АТР Раджив Бисвас.
И сектора, связанные с путешествиями, уже испытывают на себе последствия распространения коронавируса. Так, акции Cathay Pacific во вторник снижались на 4%, в то время как American Airlines упала примерно на 2%, а United Air Lines потеряла 3,3%. Котировки казино снижались на 4%, передает американская телекомпания CNBC. Акции компании Royal Carribean Cruises опускались на 4,6%. Теряли и компании, торгующие предметами роскоши. Аналитики также ждут падения прибыли у крупнейших китайских авиакомпаний.
В мировой экономике немало проблем и без пандемий, напоминают экономисты. В частности, директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов в своем Telegram-канале MMI обращает внимание на недавний обзор Международного валютного фонда (МВФ) по перспективам глобальной экономики. «Хотя наблюдаются признаки стабилизации, прогнозируемый мировой рост остается вялым, и не прослеживается явных признаков прохождения поворотной точки. В целом в мировой экономике по-прежнему преобладают риски ухудшения ситуации», – пишет он.
«Мировая экономика сейчас находится в ожидании «черных лебедей» – событий, которые внезапно могут негативно повлиять на весь мир. И вирус тоже может стать таким событием, даже если не будет нести глобальных последствий», – продолжает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «Пострадает китайская сфера туризма, это отразится и на транспортной отрасли. Снизится спрос на нефть (уже снижается). Фондовые рынки также снижаются и могут потерять до 3%. А потеря продаж из-за вируса в период праздников ударит по прибыли китайских компаний», – перечисляет он.
Инфекционная вспышка коронавируса в Китае может породить не менее серьезные затухания в экономическом пространстве, чем в 2003 году, когда возникла вспышка атипичной пневмонии, соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Олег Чередниченко. Россия, по его мнению, также попадет под экономическое «воздействие» вируса. «За первое полугодие 2019 года объем трат иностранных туристов в России составил 4,9 млрд долл., из которых 18% пришлись на китайских, и их доля с каждым новым туристическим сезоном растет», – говорит он, полагая, что в краткосрочном периоде количество туристов из Поднебесной, если и не обнулится, то серьезно сократится.
Второй момент – снижение товарооборота продовольственных товаров. «Здесь также будет происходить существенное снижение объемов поставок. А по мере развития/изучения вируса не исключено появление товарных позиций, поставки которых будут полностью запрещены», – продолжает Чередниченко.
Влияние коронавируса на глобальную экономику сильно преувеличено, спорит ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. С такими оценками согласен и аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
комментарии(0)