Ранее чиновники похвалились, что на подмосковной ферме прошло тестирование очков виртуальной реальности для коров. Фото с сайта www.mcx.ru
Глобальные технологические тренды, которые нужно учитывать при развитии цифровой экономики, предполагают повсеместное внедрение облачных решений, использование цифровых моделей и технологий дополненной реальности, роботизацию и новые подходы к защите данных – рассказали «НГ» представители IT-отрасли. Ключевой вопрос: успевает ли Россия за изменениями? Оценки разнятся в зависимости от обсуждаемых инноваций. За минувшие три года в РФ втрое увеличилось число проектов по внедрению искусственного интеллекта, РФ перешагнула среднемировой уровень. Хуже с «облаками», на них перешли единицы российских компаний.
Одним из приоритетов обновленного правительства станет стимулирование технологического развития экономики. «Нужно постараться совершить настоящий прорыв в цифровизации реального сектора, – объявил, выступая в Госдуме, новый премьер-министр Михаил Мишустин. – Это должно происходить за счет нацпроекта «Цифровая экономика», активного внедрения отечественных разработок».
По экспертным оценкам, один из главных глобальных технологических трендов, который стоит учитывать при развитии цифровой экономики, – практически повсеместный переход на мобильные приложения и облачные платформы. Об этом ранее сообщил «НГ» в рамках конференции VMworld Europe глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко.
Все, что связано с мобильными технологиями и облаками, уже сильно поменяло жизнь простых пользователей. «Но теперь эти технологии начинают менять жизнь корпораций, бизнеса», – пояснил он. Для работы с такими приложениями требуется особая цифровая инфраструктура.
«Другой тренд – диджитализация, создание цифровых моделей. И это не только такие очевидные вещи, как цифровая модель месторождения. В конкурентной среде важна не только стоимость продукции, но и скорость вывода нового продукта на рынок. Наличие цифровой модели позволяет сокращать срок, необходимый для разработки прототипов и тестирования», – пояснил Василенко. Например, это может использоваться в авиации.
Сбор большого количества данных и дальнейшая их обработка – тоже одна из тенденций. Для многих направлений бизнеса получение или неполучение информации, ее структурирование и извлечение выводов – вопрос жизни и смерти. Без определенного подхода и обработки массив данных может оказаться мусором, поэтому для анализа тоже требуются специальные приложения, уточнил Василенко. Новые возможности сопровождаются и новыми угрозами: остро стоит вопрос более тщательной и сегментированной защиты данных.
Пять ключевых трендов, которые кардинально изменят жизнь людей и бизнеса, – «использование виртуальной и дополненной реальностей, беспилотного транспорта, развитие умных городов, автоматизация и алгоритмизация, повсеместное внедрение роботов и машин», – сообщил вице-президент и гендиректор Dell Technologies в России Борис Щербаков.
«IT-тренды 2020 года во многом развивают и углубляют опыт, накопленный в ходе тестирования технологий в 2019 году, – сообщил «НГ» руководитель дирекции вычислительных комплексов «Инфосистемы Джет» Антон Павленко. – Мы ожидаем, что накопленный опыт и поиск областей применения искусственно интеллекта, полученный методом проб и ошибок в 2019 году, приведет к взрывному применению данной технологии в промышленности». «Среди технологий, к которым крупные компании присматриваются с наибольшим интересом: искусственный интеллект и машинное обучение, показывающие эффективность практически сразу после внедрения, – продолжил замгендиректора «Инфосистемы Джет» Андрей Самойлов. – Так, внедрив машинное обучение на производстве, можно снизить процент брака до 50%, а это миллионная экономия для предприятия».
По данным компании, по сравнению с 2017 годом в 2019-м стало втрое больше проектов по внедрению искусственного интеллекта. «А согласно недавнему исследованию Microsoft, уже 30% российских руководителей активно внедряют технологии искусственного интеллекта, в то время как в среднем по миру этот показатель равен 22,3%», – обратил внимание Андрей Самойлов.
Но с внедрением некоторых других технологий Россия не успевает. «Есть такой тренд, как мультиоблачность. Использование облачных технологий стало нормой. Получив опыт работы и нащупав риски этой технологии, компании учатся эффективно балансировать между большим набором облачных провайдеров, используя лучшие технологии каждой из платформ, – отметил Павленко. – Россия, по некоторым оценкам, пока отстает во внедрении облачных решений, поэтому говорить о мультиоблачности не приходится».
Как ранее заявил глава Сбербанка Герман Греф, «облачный рынок в России чрезвычайно мало развит». «Сегодня, по нашим оценкам, примерно 4% компаний используют облачные решения», – уточнил он в конце прошлого года. По его словам, если компания не живет в «облаке», значит, она живет в прошлом. «Мы для себя несколько лет назад сказали, что наше «безоблачное детство» закончилось. Наступила эра «облаков», – сказал Греф.
Как сообщалось в исследовании, проведенном компанией SberCloud и аналитическим центром НАФИ среди 582 представителей бизнеса, сейчас все свои проекты выполняют с использованием облачных сервисов 5% крупных компаний, 1% средних и 3% малых. Но планы у бизнеса грандиозные. Около 77% представителей крупных российских компаний в той или иной степени готовы перейти на облачные технологии. О планах такого перехода говорят 41% средних компаний и 42% – малых. Если говорить о скорости внедрения новейших решений, то мы, наверное, отстаем, но в плане использования зарекомендовавших себя технологий Россия не хуже других стран, а в чем-то и лучше, уточнил Василенко. Это касается финансовой сферы, телекома и т.д.
За рамками обсуждения обычно остается вопрос об эффективности инвестиций в новые технологии, в программное обеспечение и оборудование. Погоня за инновациями далеко не всегда приводит к снижению издержек и увеличению прибыли компаний. Представители рынка рассказывают, что иногда бизнес не понимает, какие конкретно решения для своих задач ему нужно внедрять, не учитывает, что инвестиции в новые технологии без обучения сотрудников будут иметь низкую отдачу и т.д.
Например, по словам гендиректора компании Crayon в России Вадима Юна, бывает, что предприятия уже инвестировали в IT, но не до конца реализовали весь потенциал приобретенного программного обеспечения. Или же используют его не совсем по назначению – тратя мощности на неприоритетные приложения.
«Главный фактор для российских компаний при внедрении IT-решения – финансовая эффективность: насколько технология поможет сократить издержки или увеличить прибыль, качественно изменить коммуникацию с клиентами. Чем продуктивнее решение, тем выше на него спрос, – пояснил Самойлов. – При этом надо понимать, что на формирование IT-бюджетов влияют и государственные инициативы».
комментарии(0)