Провалы в здравоохранении во многих регионах РФ видны невооруженным глазом. Фото Ридус
Экономическая часть президентского Послания отразила особенности восприятия Кремлем стоящих перед страной проблем и путей их решения. 10-летнюю стагнацию экономики предлагается преодолевать не глубокими реформами, а путем написания закона о госзащите отдельных инвесторов. Многолетний кризис доходов населения решено исправлять выплатой государственных пособий. Развал регионального здравоохранения будет маскировать сеть фельдшерских пунктов. Бегство врачей планируется компенсировать принудительным закреплением выпускников. Но кроме этих спорных решений президент Владимир Путин предложил и ряд бесспорно положительных новаций – таких, например, как бесплатное горячее питание младших школьников или увеличение материнского капитала.
В среду президент РФ Владимир Путин выступил с Посланием Федеральному собранию. Объясняя причину обращения в начале года, глава государства подчеркнул: «Нам нужно быстрее, не откладывая, решать масштабные социальные, экономические, технологические задачи, перед которыми стоит страна». Свое обращение в среду Владимир Путин начал с заявления о том, что в обществе назрел запрос на перемены. «Люди хотят развития и сами стремятся двигаться вперед в профессии, в знаниях, в достижении благополучия», – сказал он, заметив, что люди «зачастую лучше знают, что, почему, как надо менять там, где они живут, работают, – в городах, районах, селах, по всей стране».
По мнению главы государства, основная сегодняшняя проблема населения – демографическая. России необходимо выбраться из демографической ловушки и к середине десятилетия обеспечить устойчивый рост населения страны, говорит президент РФ Владимир Путин. Мешают решать демографические проблемы в том числе и низкие доходы населения, подчеркнул российский лидер. «Есть острейшая проблема… – это низкие доходы значительной части наших граждан, семей. Причем, по разным оценкам, около 70–80% семей с низкими доходами – это именно семьи с детьми», – отметил Путин.
Решить как проблему бедности среди семей с детьми, так и демографические провалы глава государства предлагает «одним выстрелом» – увеличением разовых и периодических выплат для семей с детьми. В частности, президент РФ в своем Послании пообещал продление программы маткапитала до конца 2026 года, при этом предлагая законодательно закрепить его ежегодную индексацию. Однако, полагает Путин, действующих мер уже недостаточно.
«Хотел бы предложить новые дополнительные решения по материнскому капиталу, которые должны вступить в силу с 1 января 2020 года, – уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объеме. После индексации с января 2020 года это 466,6 тыс. руб.», – сообщил он, полагая, что такая мера позволит семье «подготовиться к рождению второго ребенка». В свою очередь, за рождение второго ребенка семья будет получать к этой сумме дополнительные 150 тыс. руб., обещает президент.
Если учесть, что ранее было принято решение о том, что при рождении третьего ребенка государство гасит за семью 450 тыс. руб. ее ипотечного кредита, то в целом семья с тремя детьми сможет при помощи государства вложить в решение своей жилищной проблемы уже свыше 1 млн руб., следует из Послания президента.
Но и этих мер недостаточно. В своем обращении к Федеральному собранию глава государства предложил также с 1 января текущего года ввести ежемесячные выплаты на детей с трех до семи лет. Однако выплаты эти будут доступны только для семей с доходами ниже прожиточного минимума. На первоначальном этапе сумма будет составлять половину от прожиточного минимума, а с 2021 года она может быть доведена до прожиточного минимума.
По мнению главы Минэкономразвития Максима Орешкина, социально-демографические предложения президента только в этом году позволят снизить бедность в стране на 10%.
Вице-премьер Татьяна Голикова, комментируя речь президента, заметила, что средства на реализацию мер, предложенных президентом РФ Владимиром Путиным, в бюджете есть. Весь же предложенный президентом пакет демографических и социальных стимулов будет стоить бюджету около 400–450 млрд руб. только в этом году, а «в следующем гораздо выше», сообщил глава Минфина Антон Силуанов. Министр отдельно подчеркнул, что эти траты не должны нарушить макроэкономическую стабильность. «Все детально рассчитано. Очень долго велись расчеты по каждой из девяти мер, которые озвучил президент, есть соответствующие расчеты, есть понимание, где эти деньги взять», – сообщил Интерфаксу помощник президента Андрей Белоусов.
Предложения Путина не несут инфляционных рисков, тут же добавляет он. Наоборот, как считает чиновник, эти меры позволят простимулировать потребительский спрос. «Это меры, которые будут задействованы, касаются прежде всего малоимущих семей, у которых практически отсутствуют сбережения, они сразу пойдут на потребительский рынок. Это означает, что это даст определенный вклад с точки зрения экономического роста, это тоже рассчитывалось и предусматривалось», – отметил Белоусов.
Решение о дополнительной поддержке семей с детьми и тем более материальные выплаты особо нуждающимся домохозяйствам с несовершеннолетними не может не радовать. Однако беспокоит тот факт, что многие из предложений президента звучат как бы сами по себе, а не в комплексе.
К примеру, сообщается, что граждане лучше знают, чего они хотят. Конечно, никто в здравом уме не откажется от лишних государственных денег. Другой вопрос: а чем за это придется заплатить?
В частности, рассуждения о том, что большая часть семей с детьми в России живет за чертой бедности, не предполагают комплексного решения этой проблемы. Почему-то власти думают, что простой раздачей денег можно побороть и низкую рождаемость, и нищету. А что делать тогда другим бедным? К примеру, те же пенсионеры, которые сегодня составляют значимую часть населения, фактически не упоминались в Послании.
При этом в процветающей стране, в процветающей экономике острота проблемы нуждаемости также могла бы снижаться, к примеру, созданием новых рабочих мест. А рост экономики в теории привел бы к тому, что потребительский спрос стал бы увеличиваться среди более широких слоев населения.
Нельзя сказать, что лидер страны не упомянул о необходимости наращивать ВВП. Он в очередной раз напомнил, что уже в текущем году темпы роста экономики РФ должны быть выше среднемировых. Ускорять же экономику планируется в том числе и с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). «По оценкам, уже летом часть ФНБ, размещенная в валюте, преодолеет отметку в 7% ВВП. Мы сформировали такие объемы резервов, которые гарантируют нам устойчивость и безопасность. Значит, можем вкладывать дополнительные доходы в развитие, в национальную экономику», – отметил Владимир Путин, подчеркнув, что приоритетом должны стать «окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий». «Это в том числе автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы. Такие проекты обязательно потянут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах», – уверен российский лидер.
При этом будто забывается, что прежние масштабные инфраструктурные проекты не очень-то сказались на макроэкономических показателях государства и не привели к всплеску малого бизнеса и внутреннего туризма.
Эти цели по ускорению живут будто в вакууме и все больше похожи на советские лозунги, когда нужно было кого-то «обогнать» и «перегнать». А так ли нужен пресловутый рост экономики, если он не ставит своей первоочередной целью улучшение жизни населения? Из этого Послания такие выводы сделать сложно. С одной стороны – раздача денег особо нуждающимся, с другой – ускорение ВВП очередными стройками.
При этом собственно мер, которые бы стимулировали бизнес, не так уж и много. В частности, президент в Послании предложил компенсировать из федерального бюджета регионам две трети выпадающих из-за предоставления ими бизнесу инвестиционного налогового вычета доходов. Он также в очередной раз напомнил о неизменности налоговых условий, а также потребовал от парламента и правительства ускорить принятие пакета законопроектов о защите и поощрении капиталовложений. Заметим, сам законопроект вызвал немало споров в экспертном сообществе (см. «НГ» от 18.11.19). Многие говорили о том, что специальные налоговые условия для отдельных компаний не подстегнут инвестиции в страну, а, наоборот, затормозят их.
Весьма показательна и часть Послания, посвященная медицине. Не секрет, что у россиян есть много претензий к состоянию отечественного здравоохранения и к его «оптимизации» путем закрытия больниц и снижения доступности медпомощи. Недавние опросы фонда «Общественное мнение» показали, что улучшения в российской медицине видят только 14% населения, тогда как 36% говорят об ее ухудшении. Более половины россиян оценивают ситуацию в здравоохранении как плохую. Но власти РФ принципиально отказываются увеличивать финансирование медицины до уровня развитых стран.
В конце октября прошлого года на встрече с общественностью президент признал, что во многих странах расходы на здравоохранение превышают российский ориентир в 4% ВВП. Но объяснил он этот факт почему-то более высокой налоговой нагрузкой в развитых странах. «Готовы ли мы сейчас резко повысить налоговую нагрузку и к чему это приведет?» – спросил Путин и назвал вопрос «очень тонким».
Таким образом, низкий уровень финансирования медицины в России – это осознанная политика центральных властей, которая приводит, в частности, к хроническому дефициту медперсонала. По данным Минздрава, дефицит врачей только в первичном звене составляет 25 тыс. человек, а среднего медицинского персонала – 130 тыс. человек. Во многих регионах укомплектованность составляет лишь около половины, и этот показатель ухудшается из-за спирали растущей нагрузки на одного врача. Чем больше врачей уходят из лечебных учреждений, тем выше нагрузка на оставшихся. И тем сильнее у них стимулы покинуть систему, условия работы в которой только ухудшаются. При этом есть очевидная статистическая связь дефицита медперсонала с растущей смертностью или запоздалым выявлением онкозаболеваний. (Такие данные издание «Проект» опубликовало в среду одновременно с оглашением президентского Послания.)
Но как президент предлагает разрешить системный кризис в отечественном здравоохранении без радикального увеличения его финансирования? Очень просто – путем принудительного закрепления выпускников медицинских вузов. «Предлагаем в новом учебном году существенно изменить порядок приема в вузы по медицинским специальностям. По специальности «Лечебное дело» 70% бюджетных мест станут целевыми, по специальности «Педиатрия» – 75%», – сказал Путин. Квоты на целевой прием будут формироваться по заявкам регионов РФ. Регионы, в свою очередь, должны будут предоставить гарантию трудоустройства будущего выпускника.
А если следовать логике Путина, что «люди лучше знают, что им нужно», то получается, что при всех проблемах отечественного здравоохранения им более всего нужны фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) с выходом в интернет, а не полноценные поликлиники и больницы.
комментарии(0)