Некоторые иностранные автокомпании уже закрывают свои заводы в России. Рабочие завода Ford требуют компенсации в случае увольнения. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
В стране продолжается падение продаж новых автомобилей. По итогам 2020 года спад составит 2,1% после падения на 2,3% в 2019-м, прогнозирует Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Основные проблемы рынка – налоговые ужесточения и сужение потребительского спроса. Уже весной этого года может произойти скачок цен на автомобили из-за повышения ставок утилизационного сбора, ожидают участники рынка. А самих участников российского авторынка, возможно, в ближайшее время станет меньше.
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России будут падать второй год подряд. В первой половине 2019 года болезненным ударом стало повышение налога на добавленную стоимость. Надежды на восстановление во второй половине 2019-го тоже не оправдывались. Участники авторынка достигли потолка возможностей в стимулировании спроса. Об этом объявили представители Комитета автопроизводителей АЕБ на конференции, прошедшей в Москве во вторник.
По их прогнозу, спад продаж новых автомобилей в РФ составит по итогам 2020 года 2,1% после падения на 2,3% в 2019-м.
Опрошенные «НГ» эксперты подтверждают, что спад продолжится, но они расходятся в прогнозах, каким именно будет падение продаж.
«Оно может составить около 2–3%», – говорит финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека. Основным фактором провала российского автомобильного рынка в 2019 году стала слабость потребительского спроса на фоне снижения и стагнации реальных доходов населения, поясняет он.
Помимо этого угнетающе действовали меры Центробанка по охлаждению рынка потребительского кредитования. В 2020 году все эти тенденции сохранятся, добавил эксперт.
Есть и другие прогнозы. «Мы прогнозируем сокращение рынка на 5% по итогам 2020 года, – сообщил «НГ» гендиректор Автоспеццентра Денис Петрунин. – Но и для этого необходимы масштабные программы стимулирования спроса, охватывающие весь массовый сегмент рынка, иначе падение может быть больше».
В АЕБ продолжили: изменений к лучшему не будет без таких внешних факторов, как ускорение экономического роста и увеличение доходов населения, принятие правительством мер по стимулированию спроса, отказ от дополнительных налогов и сборов, вызывающих рост розничных цен. «Нет уверенности, что в 2020-м произойдет какое-либо существенное улучшение во внешней среде», – добавили в Комитете автопроизводителей.
Помимо этого бизнесу не хватает четкой и последовательной информации о подходе властей к развитию отрасли. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, автомобильная тема как будто выпала из приоритетов государства.
В конце минувшего года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что, по его данным, некоторые автопроизводители заявили о возможном уходе с российского рынка. В профильном комитете АЕБ сказали, что пока подобных заявок не получали. В то же время там не исключили такой возможности, ведь, конечно, есть производители, которых не устраивают происходящие в РФ ужесточения требований. Например, как считают в комитете, «чрезмерные требования по локализации делают экономически нецелесообразным применение новейших технологий».
По словам Дениса Петрунина, «нишевые импортные бренды, продажи которых измеряются несколькими тысячами автомобилей в год, вероятно, будут покидать российский рынок в ближайшей перспективе».
Еще один негативный, в том числе для потребителей, фактор – повышение ставок утилизационного сбора. «Утилизационный сбор не только не позволяет воспользоваться новыми возможностями доступа на рынок импортерам, но и ведет к дополнительным издержкам для локальных производств», – считают в АЕБ.
Как говорил Денис Мантуров, повышение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года не приведет к росту цен на автомобили, которые произведены в России, потому что в этом случае действуют меры государственной поддержки. Кроме того, по его словам, не стоит ждать существенного удорожания импортных моделей, так как доля индексации сбора в стоимости импортируемых машин составляет всего 2–5%.
Однако в АЕБ считают, что увеличенный утилизационный сбор повлияет на динамику цен. Судя по объяснениям Шрайбера, в начале года, примерно до марта–апреля, реализуется продукция, произведенная в прошлом году, когда действовали старые ставки. Однако затем цены вырастут. «Хотя я бы не ожидал сильного увеличения цен», – добавил Шрайбер.
«На данный момент цены на автомобили выросли до 3% в зависимости от бренда. Этот рост пока обеспечен инфляцией. Повышение ставок утилизационного сбора скажется на индексации цен на автомобили 2020 года выпуска ближе ко второму кварталу», – пояснил «НГ» Денис Петрунин.
«На наш взгляд, совокупное увеличение стоимости покупки авто в 2020 году может составить около 7–10%, – сообщил Сергей Дейнека. – Не в пользу увеличения продаж авто будут играть как рост цен, так и сужение линеек автомобилей, подпадающих под действие государственных субсидиарных программ кредитования».
комментарии(0)