Во многих регионах зарплата работающих едва превышает МРОТ. Фото PhotoXPress.ru
Ожидаемая отмена зарплатных налогов для самых малооплачиваемых граждан может не состояться. Чиновники и близкие к властям экономисты рассказывают, что отмена налогов для бедных – это нереально трудное мероприятие. Ведь в некоторых регионах более трети работающих граждан получают нищенские зарплаты. И отмена налогов для такой многочисленной группы населения создаст заметную дыру в региональных бюджетах. А захочет ли федеральное правительство поделиться своими сверхдоходами с регионами – это еще вопрос.
Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) граждан, зарплата которых не превышает двух МРОТ, потребует возмещения выпадающих доходов регионов в размере около 0,3 трлн руб., говорится в комментарии Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Законопроект с такой инициативой подготовили депутаты от фракции ЛДПР, с 1 января 2020 года размер МРОТ установлен в размере 11 130 руб. То есть от налога предлагается освободить зарплаты в размере чуть более 24 тыс. руб. А именно такую зарплату получает значительная часть трудоспособного населения нашей страны. Налог на доходы граждан, напомним, в нашей стране «плоский» и составляет 13% с любой полученной суммы.
При этом поступления по НДФЛ являются одним из основных источников налоговых доходов регионов и муниципалитетов, пишет АКРА. По его мнению, бюджеты региональных и муниципальных органов власти могут недополучить около 0,3 трлн руб. (около 3% совокупных консолидированных бюджетов всех субъектов). Согласно данным Росстата за апрель 2019 года, число работников с заработной платой менее 24,6 тыс. руб. составляло около 26% от общей численности работающего населения. При этом работники, зарплата которых была ниже указанного уровня, формировали примерно 8–9% налоговых поступлений по НДФЛ в консолидированные бюджеты субъектов Федерации по итогам 2018 года.
По мнению экспертов АКРА, больше всего от снижения размера поступлений по НДФЛ потеряют субъекты, где у многих работников низкая зарплата. По данным Росстата за апрель 2019 года, в 26 субъектах РФ более 40% граждан имели заработную плату не более двух МРОТ.
Для некоторых бюджетов снижение поступлений по НДФЛ может быть критичным. В абсолютном выражении наиболее значительные бюджетные потери от предлагаемой инициативы понесут густонаселенные регионы с невысоким средним уровнем оплаты труда – например, бюджеты Краснодарского края, Ростовской области потеряют более 10 млрд руб. Однако там объем выпадающих доходов по НДФЛ в среднем не превысит 3–4% их консолидированных бюджетов. В то же время в таких регионах, как республики Северного Кавказа, Орловская, Псковская, Ивановская области, потери бюджетов составят от 10 до 18%.
Законопроект направлен премьер-министру Дмитрию Медведеву для получения отзыва правительства на инициативу. Многие эксперты с интересом ждут, скажет ли что-нибудь по этому поводу во время Послания Федеральному собранию президент Владимир Путин в среду. Идею приписывают близкому к руководству страны главе ВТБ Андрею Костину. Дмитрий Медведев называл тему очень чувствительной, в ноябре министр финансов Антон Силуанов призывал не торопиться, а взвесить все плюсы и минусы при реализации идеи. При этом глава Минэкономразвития Максим Орешкин в середине декабря говорил, что отмена НДФЛ для малоимущих была бы полезна для экономики. Как полагают авторы законопроекта, отмена НДФЛ для малооплачиваемых позволила бы дать более существенный толчок экономическому росту за счет увеличения покупательной способности населения.
Эксперты «НГ», с одной стороны, не против идеи как способа поддержать людей и их покупательную способность, но форма проведения реформы их опять настораживает: если федеральный Центр не восполнит потери региональных и муниципальных бюджетов, те понесут огромные потери. В целом большинство экспертов не верят, что власти пойдут на такой шаг.
«Идея здравая, так проще всего бороться с бедностью, но эта мера должна сопровождаться четким, прозрачным механизмом замещения регионам выпадающих доходов, – сказала «НГ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – К сожалению, создание такого механизма сейчас не обсуждается. Если выпадающие доходы регионов автоматически не будут замещены из федерального бюджета, это ударит в первую очередь по срединным регионам. Богатые регионы относительно легко перенесут эту дополнительную нагрузку, дотационным – добавят дотации, а вот середняки могут сильно пострадать. Им опять придется отдуваться за решения Центра, как это происходит, например, с зарплатами бюджетников по предыдущим майским указам, когда на них приходится 70% бюджета всего проекта. Но тогда у Центра был дефицит средств, а сейчас-то профицит в 2 трлн, и автоматически заместить регионам 0,3 трлн не представляется большой проблемой».
Шансы на воплощение инициативы крайне малы, считает ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. «Правительство повысило НДС и пенсионный возраст не для того, чтобы идти на уступки даже 12% населения, которые, согласно Росстату, имеют доходы менее МРОТ. Кроме того, для данных людей высвобожденная сумма будет крайне небольшая, а более или менее ощутимый результат может быть достигнут лишь на макроуровне», – сказал «НГ» Капустянский.
«Отказ от НДФЛ для малоимущих может расшатать и так небезупречную бюджетную конструкцию с перекосом в сторону Центра, поставив регионы в еще большую зависимость от федерального бюджета. А в Белом доме едва ли захотят «делиться» частью налоговых поступлений с регионами», – сказал «НГ» руководитель партнерских программ инвестиционно-образовательной площадки «Линейка» Вячеслав Максименко.
По мнению эксперта, дискуссия, получившая воплощение в виде законопроекта, в итоге может подготовить общество к отказу от плоской шкалы НДФЛ и ее замене на прогрессивную. «В этом случае число субъектов, которым все равно придется пересмотреть размер «дотаций», окажется ниже», – считает Максименко. При этом, считает эксперт, для перехода к прогрессивной шкале НДФЛ страна пока еще не готова. «Общество должно дозреть, должен сократиться теневой сектор, который, по оценкам Росстата, достигает 13% от ВВП», – говорит эксперт. – У правительства есть время семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать: выборы в Госдуму намечены на 2021 год, а выборы президента – на 2024-й. Переход может состояться при условии изменения ситуации к лучшему с динамикой доходов граждан, которые после спада в 2015–2016 годах так и не вышли на траекторию уверенного восстановления».
«Удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете Российской Федерации по основным видам экономической деятельности составляет более 20%. Количество малоимущих граждан в РФ составляет более 12% от числа всего трудоспособного населения страны. Освободить такое количество граждан от уплаты НДФЛ – значит потерять очень существенную часть доходов бюджета», – говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он напоминает, что освобождение малоимущих граждан от уплаты НДФЛ может сопровождаться увеличением размера НДФЛ для остальных категорий населения с 13 до 18%. «Исходя из того, что инициатива очень неоднозначна и носит популистский оттенок, вряд ли она будет принята, – говорит Деев. – Между задачами пополнения бюджета с помощью налоговых поступлений и снижением фискальной нагрузки для населения сложно найти приемлемые решения. Проблема распределения налоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами существует давно и пока не способствует росту благосостояния регионов. Все регионы разные, и, несмотря на федеральные дотации, немногим удается достичь экономического роста. Пересмотреть систему распределения налоговых поступлений между Центром и регионами страны предлагалось неоднократно, система постоянно меняется, но серьезного эффекта это не дало».
комментарии(0)