ТЭЦ-3 и сегодня успешно обеспечивает потребности региона в тепловой и электрической энергии. Фото c сайта sibgenco.ru
Параметры модернизации Красноярской ТЭЦ-3 могут быть пересмотрены. Об этом сообщил «Коммерсант» (см. номер от 10.01.20) со ссылкой на свои источники. Как пишет издание, вице-премьер Дмитрий Козак после жалобы крупных потребителей энергии поручил еще раз оценить заявленную стоимость проекта, которая сейчас составляет почти 23 млрд руб. И эта обеспокоенность понятна – реализовать масштабную программу намерены за счет повышенных платежей со стороны участников энергорынка. Да и назвать модернизацией строительство нового блока и увеличение мощности при отсутствии потребности в ней довольно сложно, считают потребители электроэнергии.
Проект увеличения мощности принадлежащей Сибирской генерирующей компании (СГК) КрасТЭЦ-3 был одобрен в прошлом году правительственной комиссией по электроэнергетике. Планировалось, что СГК завершит модернизацию до 1 декабря 2024 года. Но стоимость проекта вызвала много вопросов ведущих экспертов в сфере энергетики.
Как пишет «Коммерсант», одноставочная цена (включает CAPEX, OPEX и доходность 14%) проекта составляет 8,4 руб. за 1 кВт/ч, в то время как аналогичные проекты в Сибири (вторая ценовая зона) стоят 2,2–2,6 руб. за 1 кВт/ч, в европейской части РФ и на Урале (вторая ценовая зона) – 1,9–2,3 руб. за 1 кВт/ч». Это делает стоимость модернизации КрасТЭЦ-3 значительно выше других аналогичных проектов.
Ранее по поручению аппарата правительства РФ Министерством экономического развития России проведен технологический и ценовой аудит (ТЦА) проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3. Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» сочла проект излишне дорогим и обратилась к правительству с просьбой проанализировать его стоимость. «По результатам анализа поступивших в «Сообщество потребителей энергии» материалов сообщаю, что целесообразность реализации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 необоснована, – пишет директор ассоциации Василий Киселев в письмах на имя министра экономического развития Максима Орешкина и министра энергетики Александра Новака. – Сценарий реализации проекта основан на ошибочных допущениях, отказ от реализации проекта не приведет к снижению качества, надежности и безопасности электро – и теплоснабжения потребителей, капитальные затраты проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 завышены в 1,6–2 раза, потенциал для их снижения, с учетом прогнозной выручки от реализации тепловой и энергетической энергии на рынке на сутки вперед (Крсв), составляет 8,4–11,7 млрд руб. Прошу учесть позицию ассоциации».
Данная просьба не осталась без внимания. Дмитрий Козак поручил Минэкономразвития согласовать позиции, после чего в правительстве не исключили возможности пересмотра CAPEX. Возможно, на это повлиял и анализ проекта со стороны СПЭ. Так, согласно заключению ассоциации, необходимость в наращивании мощности ТЭЦ не подтверждается утвержденными отраслевыми стратегическими документами. Среднегодовой прирост электропотребления энергосистемы Красноярского края в период 2019–2025 годов составляет 2,43%. Балансовая потребность наличия мощности (максимум потребления) в энергосистеме Красноярского края в 2025 году прогнозируется в размере 7,74 ГВт при фактической величине пика потребления по итогам 2018 года, равной 6,5 ГВт. Установленная мощность электростанций (ГЭС и ТЭЦ) в данном регионе к 2025 году составит 16,53 ГВт, что более чем в два раза превышает перспективный пиковый спрос.
«Нет никаких проблем и с теплоснабжением Красноярска. Анализ Схемы теплоснабжения города до 2033 года не выявил перспективной потребности в приросте потребления тепловой энергии, в том числе с учетом прироста потребления тепловой энергии при реализации программ увеличения темпов жилищного строительства», – отмечают в ассоциации.
Кроме того, судя по перечню планируемых работ, потребителям энергии придется профинансировать работы, которые не имеют никакого отношения к модернизации ТЭЦ-3. Высокая стоимость модернизации мотивировалась тем, что так же дорого обошлось строительство аналогичных объектов (ТЭЦ Советская Гавань, Приморская ТЭЦ, Сахалинская ГРЭС-2). Между тем, отмечают в ассоциации, это более чем некорректно, так как при строительстве этих объектов «Счетной палатой РФ выявлены многочисленных нарушения, а именно – нецелевое использование бюджетных средств, завышение сметной стоимости проектов, избыточные траты, отсутствие проектно-сметной документации по ряду объектов, ошибки проектирования, неоднократный срыв первоначально установленных сроков ввода в эксплуатацию энергообъектов и других нарушений, приведших к существенному увеличению стоимости реализации данных проектов».
Использование в полной мере прогнозной выручки от реализации тепловой и электрической энергии (Крсв) для финансирования проекта в конкурсной заявке поставщика не предусмотрено. То есть, отмечают эксперты, фактически все затраты перекладываются на потребителей, в результате чего реальный срок окупаемости проекта строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ-3 с учетом доходности составляет пять-шесть лет, что в три раза меньше срока поставки мощности (16 лет).
В целом, полагают в СПЭ, проект модернизации Красноярской ТЭЦ-3 не удовлетворяет критериям «Инновационность и энергоэффективность» и «Экология». Эксперты ассоциации отмечают, что принятые технические и технологические решения на стадии подготовки и разработки проектной документации проекта модернизации Красноярской ТЭЦ-3 «должны соответствовать современному уровню развития технологий». То есть не соответствуют, а «должны соответствовать»! Таким образом, утверждение об использовании современных технологий не доказано, считают в ассоциации, «носит исключительно декларативный, вероятностный характер, не подтверждается технологическим аудитом».
Между тем сам Красноярск, как известно, включен в федеральный проект «Чистый воздух», и улучшение экологических показателей в городе может быть обеспечено в том числе за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, закрытия существующих или заморозки проектов строительства новых источников выбросов вредных веществ, в том числе проекта на Красноярской ТЭЦ-3, а также с помощью замены или установки золоулавливающего оборудования и электрофильтров на уже действующих электростанциях города с использованием средств компании, регионального и федерального бюджетов. Тем более что по проекту «Чистый воздух» на реализацию в городе мероприятий по улучшению экологической обстановки и снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предусмотрено бюджетное финансирование в размере 22,4 млрд руб. на период 2019–2024 годов, в том числе из федерального бюджета – 12,9 млрд руб. и консолидированного бюджета Красноярского края – 9,5 млрд руб.
«Проект строительства энергоблока на Красноярской ТЭЦ сверстан на скорую руку в отсутствие каких-либо обоснований и по завышенным расценкам, – заявил «НГ» заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Никакой необходимости в увеличении тепловой и электрической мощности в Красноярске нет, регион энергоизбыточный, в обоснование проекта положены ошибочные суждения. Ни в одном отраслевом стратегическом документе риск дефицита энергии для Красноярской энергосистемы даже в перспективе не обозначен. Закрывать электрокотельные, которые фактически работают на зеленой энергии Красноярской ГЭС, и вводить вместо них угольный энергоблок нецелесообразно, это только ухудшит экологию в Красноярске. К тому же в проекте по оплате сетевого резерва, который приводится как угроза электрокотельным, для электрокотельных предусмотрены льготы и исключения».
По мнению эксперта, расценки, которые используются для энергоблока на Красноярской ТЭЦ в проекте, в 1,5–2 раза превышают максимальные предельные значения, предусмотренные для таких проектов. «Это не новая стройка, как пытаются представить проект, поясняя его дороговизну, – говорит Дзюбенко. – Программа модернизации ТЭС вообще не про новые стройки, для этого в отрасли есть другие инструменты и процедуры. Объект возводится на готовой площадке со всей инфраструктурой, все попутные расходы, включая демонтаж оборудования на других электростанциях компании, которые обнаружились в проекте, должны быть исключены».
«Суммируя изложенное: проект, по сути, не имеет отношения к энергетике – это больше похоже на финансовую схему, позволяющую без нужды для экономики строить энергообъекты и получать за них сверхдоходы за счет потребителей, – резюмирует собеседник «НГ». – При этом поставлять тепло и электроэнергию совсем не обязательно».
комментарии(0)