Фото Burak Kara/Getty Images
Президент Владимир Путин в среду в Стамбуле вместе со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом открыли газопровод "Турецкий поток". В присутствии президентов Сербии Александра Вучича и премьер-министра Болгарии Бойко Борисова они покрутили символический вентиль, в ответ на что из под пола сцены поднялось недостающее звено такой же символической трубы. За церемонией по телемосту следили строители: российские на компрессорной станции недалеко от Анапы и турецкие - на своем берегу Черного моря.
На церемонии отмечалось, что стройка завершена в рекордные сроки, уложено 930 км на дно моря, в тром числе и на глубину 2 тыс м. В спешке трубоукладчик компании Allseas даже установил мировой рекорд, в один из дней уложив более 6 км за день. Спешили, во первых потому, что строительство южной альтернативной украинскому маршруту трубы отстало от первоначального графика на годы, а во-вторых, как стало ясно после ухода кораблей Allseas с мартшрута строительства "Северного потока-2" в Балтийском море из-за американских санкций, такие же санкции против "Турецкого потока" просто убили бы его.
Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган один раз уже проводили торжественную церемонию в связи с "Турецким потоком", в ноябре 2018 года они отметили завершение строительства морской части трубопровода. Но и открытие всего газопровода в среду на самом деле не окончательное, предстоит еще как минимум одно, но будет ли оно таким же торжественным или пройдет в рабочем режиме, пока не понятно.
Дело в том, что "Турецкий поток" состоит из двух идущих параллельно трубопроводов, "ниток", как говорят специалисты. По каждой ежегодно можно прокачивать по 15,7 млрд куб.м. газа. Одна из ниток предназначена для турецкого рынка, с ней проблем уже нет. А вот вторая, предназначенная для стран юга и юго-востока Европы еще не закончена.
Турки уже вывели эту вторую, транзитную, нитку за свою территорию, торжественно сварив недавно шов с продолжением трубы по территории Болгарии (далее ее основной маршрут лежит в Сербию и Венгрию). Сербы тоже отчитались о готовности своей части трубы в 403 км. Кстати, в Сербии трубопровод опять получает название "Турецкий поток" после того, как в Болгарии превращается в "Балканский".
О том, как Болгария смешала карты Кремлю наша газета уже писала (см. "НГ" от 10.12.2019). Сначала она отказалась под давлением Евросоюза пустить на свой берег трубы первоначальной инкарнации "Потока", носившего тогда название "Южного", в результате чего труба вынырнула не в болгарском Бургасе, то есть уже сразу на территории страны, входящей в Евросоюз, а на несколько сотен километров южнее, в районе турецкого Люлебургаза. То есть в регионе, как выразился в среду Владимир Путин, в котором наблюдаются серьезные тенденции к обострению ситуации.
В качестве отступления надо сказать, что информационный фон запуска трубопровода был чрезвычайно тревожным в среду, на первых местах в новостях были пуски иранских ракет по американской базе в Ираке, ожидание чуть ли не войны в регионе, ведь президент Дональд Трамп обещал жесткие ответные шаги в случае, если Иран ответит на уничтожение генерала Сулеймани. Не добавляло оптимизма и гибель почти 180 человек при крушении гражданского самолета украинской авиакомпании сразу после вылета из Тегерана.
Возвращаясь к Болгарии, надо сказать, что она сильно затянула со строительством своего участка "Турецко-Балканского потока". Возможно, присутствие на мероприятии в Стамбуле в среду Вучича и Борисова должно означать следующий сигнал со стороны главных строителей-поставщиков-транзитеров: мол мы все построили, газ вам подали, а как уж вы там распорядитесь с его распределением по своим европейским квартирам - ваше внутреннее дело. Тем более, что после эпохального соглашения с Украиной по транзиту, заключенного прямо накануне Нового года, горячки никакой уже нет, газ спокойно может подаваться по старому маршруту, через Украину.
Впрочем Болгария в первых числах января заявила, что она уже получает россйский газ по "Турецкому потоку" то есть из Турции, а не со стороны Румынии, как было в прежней схеме. Также там заявляют после весьма жесткой критики со стороны Путина в начале декабря, что ускоренными темпами прокладывают трубу к границе с Сербией. Бойко Борисов заверил в среду на встрече с Путиным, что работы идут полным ходом, создание газопереносной инфраструктуры от турецко-болгарской до болгаро-сербской границы выполняют компании Саудовской Аравии, Италии и Турции (а задержку в строительстве он объяснял проблемами с конкурсными процедурами). По его словам, основной участок газопровода «Балканский поток» общей протяженностью в 315 км (из общих 474 км) должен быть введен в эксплуатацию до конца мая. Ранее он говорил, что весь газопровод будет готов к концу 2020-го. Кстати, "Бултрансгаз" уже запустил транзит из "Турецкого потока" в Грецию и Северную Македонию, что открывает "Газпрому" пространство для маневра.
Сербы, как уже говорилось, подготовились лучше. Кроме того, что их участок уже построен, в декабре Владимир Путин договорился с президентом Александром Вучичем о том, что объемы подземных хранилищ в Сербии увеличатся с нынешних 750 млн до 2 млрд куб.м. газа.
Венгрия тоже надеется вскоре присоединиться к "Турецкому потоку". Об этом премьер-министр Виктор Орбан говорил на встрече с Владимиром Путиным еще в конце октября прошлого года. В Европе ожидают, что за счет поставок по "Турецкому потоку" удастся снизить стоимость топлива для конечных потребителей.
Строительство "Турецкого потока" началось в 2017-м, и с тех пор много воды утекло. Турция по прежнему занимает второе место по импорту российского газа среди стран дальнего зарубежья, закупая по 24 млрд куб.м. (больше приобретает только Германия — 58,5 млрд). И теперь страна становится основным распределителем поставок газа на юг Европы, и речь не только о "Турецком потоке". В ноябре Тайип Эрдоган вместе с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым открыли завершающий сегмент проекта Трансанатолийского газапровода TANAP, также ведущего в Европу. Его мощность, по словам Тайипа Эрдогана, равна 16 млрд куб.м. газа в год, и он ожидает, что она вырастет до 31 млрд.
После запуска TANAP, который доставляет азербайджанский газ в Турцию, а также "Турецкого потока" Турция оказывается в выигрышном положении и может рассчитывать не только на конкурентоспособные цены, сказал ТАСС директор отдела корпораций агентства Fitch Дмитрий Маринченко. "Турция является нетто-импортером газа. Ее энергетическая стратегия подразумевает снижение потребления газа, в том числе за счет "зеленой энергетики", диверсификацию поставщиков газа и превращение в газовый трейдинговый хаб, наподобие Германии на севере Европы", - говорит он.
"Для "Газпрома" это означает, что для удержания доли рынка в Турции ему нужно будет предлагать конкурентоспособные цены, как это происходит во многих других европейских странах. Политика "высоких цен" для стран, не имеющих возможность закупать его у альтернативных поставщиков, уходит в прошлое", - добавил эксперт.
Аналитики считают, что на фоне переизбытка газа на европейском рынке момент для начала запуска "Турецкого потока" - не самый благоприятный, хотя ситуацию они называют временной, ведь проект рассчитан на многие годы вперед (глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил на церемонии открытия газопровода в Стамбуле, что российские месторождения на Ямале смогут обеспечить поставки по «Турецкому потоку» на 110 лет вперед).
По словам консультанта VYGON Consulting Екатерины Колбиковой, по итогам 2019 года поставки российского газа в Турцию могут составить около 18-19 млрд куб. м по сравнению с 24 млрд куб. м в 2018 году. "Из-за снижения потребления в целом загрузка первой нитки "Турецкого потока" в 2020 году, вероятно, будет низкой - не более 60% (8-9 млрд куб. м) на фоне слабого спроса и высокой конкуренции с СПГ и азербайджанским газом. Эти объемы будут переброшены с Трансбалканского маршрута, т.е. с украинского направления", - сказала эксперт.
Вторая нитка будет запущена не ранее середины 2020 года, и суммарно данный маршрут обеспечит до 6 млрд куб. м за 2020 год, то есть загрузка второй нитки "Турецкого потока" будет около 40%, отметила Колбикова. Дело в том, что крупнейшие по уровню импорта страны - Венгрия и Словакия, зарезервировали мощности газопровода только начиная с 2021 года и с середины 2022 года соответственно.
Рынок газа в Европе сейчас очень конкурентный, говорит аналитик "Финам" Алексей Калачев. "Особенно ситуация на начало 2020 года осложняется тем, что с одной стороны опасаясь прекращения украинского транзита, заполнили все ПХГ более чем на 90%, а транзит через Украину продлили. В результате, избыток газа в начале года неизбежен. Конечно, это будет давить на цену, но эта конъюнктура временная, а инфраструктура имеет долгосрочную ценность", - отметил эксперт.
С этим согласен и замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "Конъюнктура для запуска сейчас не самая благоприятная, хотя российский газ даже в этих условиях имеет преимущества перед конкурентами. Но главное - работа газопровода рассчитана минимум на 50 лет, поэтому временные колебания цен на рынке не оказывают серьезного негативного воздействия на стратегически значимый проект", - сказал он.
В более отдаленной перспективе однако "Турецкому потоку" вряд ли удастся почивать на лаврах. Буквально за несколько дней до торжественного запуска три страны заявили о готовности начать строительство еще одного конкурента по поставкам углеводородов в Европу. Греция, Кипр и Израиль 2 января подписали в Афинах соглашение о начале строительства Восточносредиземноморского газопровода (EastMed). В праздничной церемонии по случаю подписания соглашения приняли участие премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, глава правительства Израиля Биньямин Нетаньяху, а также президент Республики Кипр Никос Анастасиадес.
По данным греческих СМИ, EastMed, длина которого составит 1900 км, станет самым длинным подводным газопроводом в мире. Ожидается, что он будет введен в эксплуатацию в 2025-26 годах. Израильский газ планируют поставлять по нему в Италию и другие южноевропейские страны.
Турецкий лидер в своей речи в среду не упомянул впрямую этот проект, но заявил, что хочет сделать Турцию одним из мировых энергетических центров, при этом единственная цель - чтобы его страна и Северный Кипр защищали свои интересы. "В восточном Средиземноморье ни один проект экономически, юридически, дипломатически не может быть реализован без участия Турции. В этом регионе у нас самое длинное побережье, конечно же, мы имеем право говорить свое слово по любому проекту здесь",- сказал Эрдоган.
Известно, что кипрская проблема не решена, не определена граница шельфа и исключительной экономической зоны Греции и Кипра, а у Анкары и Никосии давно существует конфликт вокруг спорных газовых месторождений, обнаруженных вблизи Кипра (см. "НГ" от 08.07.2019).
комментарии(0)