Фото The Boeing Company Facebook
Ведущая авиастроительная корпорация мира Boeing прерывает сотрудничество с конструкторской группой Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина, пишет издание The Moscow Post. Такой вывод можно сделать из опубликованного СМИ письма регионального директора американского производителя Эрика Р. Свонсона, направленного на имя главы ПАО «Ил» Юрия Грудинина. Этим письмом американцы извещают ильюшинцев о прекращении с 24 декабря 2019 года действия приложения к соглашению о сотрудничестве между двумя авиамейджорами.
На сегодняшний день известно, как пишет The Moscow Post, что соглашение «было заключено еще в 2003 году» и, несмотря на неоднократные волны санкций и ограничений, все эти годы оставалось одной из реальных нитей, связывающих в реальном сотрудничестве авиакосмические комплексы двух стран. В рамках соглашения, по данным издания, группа российских авиаконструкторов из 25 высококвалифицированных сотрудников работала над проектами Boeing, перенимая технологии цифрового проектирования и осваивая инженерную культуру американцев. Это не только давало стабильный заработок российским авиационщикам – контракт оценивался в миллион долларов в год, но и давало надежду применить полученный опыт в работе над собственными проектами широкофюзеляжного направления или могло бы помочь в кооперации с тем же Китаем по проекту созданию российско-китайского лайнера CR929.
В качестве других, весьма немногочисленных примеров, показывающих востребованность потенциала отечественных авиационных и аэрокосмических технологий со стороны признанных мировых лидеров, можно, пожалуй, назвать закупки американцами ракетных двигателей РД-180 на «Энергомаше» да поставку титановых штамповок из уральской Верхней Салды для той же корпорации Boeing.
Односторонний разрыв контракта только на первый взгляд может быть объяснен серьезными проблемами американцев с их моделью 737 Max. Между тем, как отмечает The Moscow Post, появление письма Boeing подозрительно «совпало по времени с публикациями в ряде российских СМИ, в которых говорилось о нецелевого расходования средств гособоронзаказа представителями нынешнего руководства ПАО «Ил». И это весьма красноречивое явление.
Не исключено, что, сильно обжегшись на молоке с выявленными серьезными конструкторскими просчетами при проектировании Boeing 737 Max, американцы теперь стали дуть на воду, сворачивая сотрудничество с засвеченными в потенциально опасных скандалах российскими компаниями. Заокеанских партнеров в принципе понять можно. Сложившаяся в США правоприменительная практика по закону о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) нацелена на жесткое пресечение контактов американских компаний с представителями иностранных государств. Причем в американском законодательстве под «должностным лицом» понимается не только государственные служащие и лица, осуществляющие публичные функции, но и сотрудники государственных учреждений и предприятий, под определение которых легко подходит и Авиационный комплекс имени Ильюшина.
Не исключено, что подтолкнуть американцев к сворачиванию сотрудничества могла и сама ситуация, сложившаяся в Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина, связанная с особенностями кадровой политики на предприятии. Как отмечали СМИ, например, «Аргументы и факты», к работе гендиректора Юрия Грудинина, прежнем месте работы, в ТАНТК имени Бериева, возникли вопросы. «Аудит деятельности ТАНТК имени Бериева, еще недавно возглавляемого Юрием Грудининым, выявил, что средства государственного оборонного заказа тратились с многочисленными нарушениями, а применяемые при этом схемы переплаты и возврата НДС были настолько прямолинейны, что уже вышли из обихода налоговой «оптимизации» даже у маленьких компаний частного сектора», - сообщало издание. При этом, как пишет The Moscow Post, «Инженеров и конструкторов втягивали в сомнительные схемы с участием руководства таганрогского авиазавода в праве на получение роялти от якобы созданной при их помощи интеллектуальной собственности».
Может быть, столкнувшись с такой же практикой на «ИЛ» после того, как компанию возглавил Юрий Грудинин, лучшие инженерные и конструкторские умы предприятия просто дали понять американским партнерам, что не прочь лучше трудоустроится напрямую в Boeing, чем обеспечивать дополнительным материальным стимулированием свое непосредственное начальство? Чтобы разобраться в этом вопросе, впрочем, осталось только подсчитать, сколько талантливых авиаконструкторов вскоре сменят прописку с Москвы на Сиэттл. Надеяться на обратный процесс, глядя на нравы в топ-менеджменте отечественного авиастроения, право же, не приходится…
комментарии(0)