Железнодорожное движение в Крыму организовано пока не самым оптимальным образом. Инфографика «НГ»
Проблемы пенсионеров, малоимущих и падающих доходов в дни запуска инфраструктурных проектов в РФ отходят на второй план. В такие дни вершится история и имена вписываются в скрижали. В понедельник президент Владимир Путин, бизнесмен Аркадий Ротенберг, министр транспорта Евгений Дитрих и сопровождающие представители от строителей на новеньком дизельном укороченном поезде протестировали новую транспортную артерию с материковой части России в Крым – железнодорожный Керченский мост.
Они проехали из крымского портового города Керчь в Тамань, где президент поприветствовал строителей, после чего дал команду на отправление из его родного Санкт-Петербурга первого за долгие годы прямого пассажирского поезда на полуостров. Поезд № 7 ходил из Санкт-Петербурга в Севастополь круглогодично на протяжении 55 лет – с мая 1959 года. 30 мая 2014-го был совершен последний рейс. Ему предстоит преодолеть 2,7 тыс. км за 43,5 часа. Правда, пересечение нового моста большинство пассажиров проспит, так как поезд пересечет Керченский пролив по Крымскому мосту в промежутке с двух до трех ночи 25 декабря.
Путин заявил, что открытие Крымского железнодорожного моста свидетельствует о способности России реализовывать проекты мирового уровня. «Вы своим талантом, настойчивостью и целеустремленностью показали, что Россия в состоянии делать такие мирового уровня инфраструктурные проекты», – сказал глава государства, обращаясь к мостостроителям.
Он подчеркнул при этом, что построенный мост – «самый большой мост не только в России, но по протяженности самый большой мост в Европе». «Вы показали, что мы можем на основе своей собственной технологической базы осуществлять такие масштабные проекты. Это вселяет практически в каждого из нас уверенность в том, что мы и другие подобного рода проекты можем и обязательно будем делать в будущем», – отметил Путин.
Он сообщил, что в следующем году планируется перевезти по новому мосту около 13 млн т грузов, а также 14 млн пассажиров. Правда, движение грузовых поездов по мосту планируется открыть в июне 2020 года.
Сегодня мост в Крым – единственный сухопутный маршрут на полуостров из России, после закрытия границы со стороны Украины с материка туда можно было попасть морем или по воздуху. В мае 2018 года заработала автомобильная часть моста. Это значительно увеличило турпоток в Крым. Глава Крыма Сергей Аксенов заявлял в конце октября, что с начала 2019 года в Крым уже приехало около 7 млн человек, а заполняемость здравниц полуострова достигла 80−90%.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе рассказывала, что турпоток вырос на 15%. Впрочем, связывала она это не только с открытием автомобильного моста, но также с приемлемыми ценами, широким выбором путевок. По ее словам, впервые за несколько лет существенно (с 10−15 до 20−22%) увеличилась доля организованного туризма.
Врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев сообщил в понедельник, что запуск пассажирских поездов на Крымский полуостров поможет увеличить турпоток в город не менее чем на 20%. Продажа билетов на пассажирские поезда в Крым началась 8 ноября. По словам Евгения Дитриха, на ближайшие 60 дней продано свыше 50 тыс. билетов. На 24 декабря запланирован старт движения четырех двухэтажных составов между Москвой и Симферополем.
Стоимость Крымского моста, генподрядчиком строительства которого является компания «Стройгазмонтаж», составляет около 228 млрд руб. Но Минтранс рассчитывает на дополнительное финансирование. Движение поездов по самому мосту не электрифицировано, не электрифицированы некоторые участки дороги на полуострове, поэтому пока в Крым будут курсировать тепловозы.
Дорога в Крым поездом из Москвы будет занимать чуть меньше времени, около 35 часов. Скептики считают, что привыкшие к перелетам российские туристы не так активно станут в дальнейшем пользоваться поездами (пока железнодорожные власти Крыма называют до 14 будущих маршрутов вглубь России). Железная дорога от Керчи ведет в северную часть Крыма, затем обратно в южную часть до Симферополя, а потом до Севастополя, который станет тупиковой станцией. Замминистра экономического развития РФ Сергей Назаров объяснял, что обсуждались вопросы по строительству прямой ветки до Симферополя, однако, если лишить север Крыма железнодорожного потока, там не останется жизни.
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь, однако, уверена, что именно благодаря этому мосту в России может активно возродиться «железнодорожный» туризм. «Это совсем другая культура туризма – неспешное получение ярких эмоций от видов из окна и общения в поезде – сказала она «НГ». – Основной вопрос не в разнице цен на билеты и не во времени путешествия. Здесь определенное давно забытое спешащими туристами слово «поезд», новые люди, попутчики, а возможно , что лучше, члены семьи, дети, с которыми наконец можно неспешно поговорить, мелькание разнообразных картин за окном, все тот же чай из подстаканников. При этом на туристических железнодорожных маршрутах уже стоят новые вагоны, повышенный уровень сервиса, кондиционеры, организация питания, где-то даже есть душ – все это соответствует требованиям даже опытных туристов». По ее мнению, Крым может получить новую волну массового семейного туризма, особенно если станет популярным недавно принятый закон о возмещении работодателями внутренним туристам по 50 тыс руб. на человека.
Начало железнодорожного движения по Крымскому мосту должно улучшить экономику полуострова, сказал «НГ» эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. «Открытие пассажирского железнодорожного сообщения с материком к следующему курортному сезону сможет увеличить туристический поток. Поезд традиционно был самым бюджетным и потому самым востребованным вариантом для небогатых семей с детьми, которые не могут позволить себе столь далекую поездку на автомобиле. Железнодорожный транспорт доступнее, а его пропускная способность выше, чем у других видов пассажирского транспорта», – объясняет эксперт причины возможного притока туристов.
Налаживание регулярного грузового железнодорожного сообщения с материком обеспечит более полное подключение промышленных предприятий Крыма к российскому рынку и прочнее привяжет экономику полуострова к российской, считает Калачев.
Однако, по мнению Назарова, недостаточно загружена будет и существующая железнодорожная сеть. «Разговоры о том, что все грузоотправители готовы работать в Крыму, пока не вызывают доверия. О большом грузопотоке говорить пока рано», – сказал он.
комментарии(2)
0
dlz 08:49 24.12.2019
Это замечательное событие, но есть и ложка дегтя. Нужно напомнить ,что железные дороги измеряются не только погонными километрами, но и средней скоростью движения. Грустно признать, но по последнему показателю РФ занимает одно из последних мест среди сравнительно крупных экономик. Железные дороги стран наподобие Албании или Черногории - не в счет. РЖД потчует нас байками о том, какие еще фитюльки они закладывают в вагоны, основанные на технологии, импортированной в 1950-х из ГДР.
0
dlz 08:53 24.12.2019
Москвичи каждый ездят в громко лязгающих вагонах метрополитена, изготовленных по технологиям 1930-х. Запуск МЦД в Москве стал великолепным событием, но он продемонстрировал всю глубину технологического и конструкторского отставания отечественных железных дорог. Оглашенные планы по переносу дорог от черноморского побережья должны сопровождаться и планами коренной модернизации самой технологии железнодорожного движения. Нужна модернизация, а не ее имитация посредством демонстрации фитюлек.