Фото Павла Сарычева\НГ-Online
В декабре Госдума поддержала проект закона о введении дополнительного регулирования для электронных сигарет. В их отношении планируется ввести ограничения, аналогичные для курения и продажи табачных изделий. Будут введены понятия «электронное курительное изделие» и «кальян». Под электронным курительным изделием будет пониматься устройство, которое продуцирует аэрозоль или пар нагреванием жидкости или табака.
Среди ключевых причин для разработки законопроекта его авторы назвали заботу об общественном здоровье и необходимость ограничения доступа к электронным сигаретам со стороны несовершеннолетних. Эти меры соотносятся с выводами опубликованного недавно третьего издания доклада ВОЗ о мировых тенденциях распространенности потребления табака – очевиден глобальный растущий тренд на уточнение и обновление отраслевого регулирования, который, по мнению Организации, является действенным методом для сокращения количества курильщиков.
Общее количество потребителей курительных продуктов с содержанием табака (сигарет, трубок, сигар, кальянов, несигаретных изделий (таких как биди, черуты и кретек), бездымных табачных изделий и изделий из нагреваемого табака с 2000 года уменьшилось на 60 млн человек и в 2018 году составило 1,337 млрд человек. Сокращение потребление табака в основном произошло благодаря отказу от курения, со стороны женской части населения, в то время как количество курильщиков среди мужчин за указанный период продолжало расти и впервые остановилось только в 2018 г. При этом информацию о количестве потребителей альтернативных электронных устройств в мире ВОЗ не представила.
В случае России, по данным ВЦИОМ и Центра развития здравоохранения Московской школы управления «Сколково», курильщики составляют от 27 до 30% населения. Подавляющее большинство курильщиков потребляет обычные сигареты с фильтром (до 97%), потребителями альтернативных электронных устройств (вейпы, системы нагревания табака, электронные сигареты) являются до 3% населения. Причем, доля альтернативных устройств активно растет последние несколько лет. Главной причиной перехода к их использованию становится стремление повысить качество жизни – сократить вред для здоровья, избавиться от неприятного запаха и попробовать постепенно отказаться от привычки употреблять никотин. По оценке Science mag, замена обычных сигарет на электронные устройства позволит в течение 10 лет только в США сохранить 20.8 млн лет жизни для хронических курильщиков с поправкой на качество.
По мнению российских потребителей альтернативных устройств, их не следует приравнивать к обычным сигаретам. Схожей позиции придерживается и ВОЗ, эксперты которой рекомендуют «не запрещать использование табачных продуктов в целом, но действовать в направлении максимального сокращения вреда для здоровья, поощряя развитие альтернативных устройств при достаточной научной и доказательной базе».
Несмотря на это, российские законодатели сделали уверенный шаг в сторону уравнительного подхода, оставив без внимания мнение почти трех миллионов человек и рекомендации ВОЗ.
При этом авторы закона ссылались на текущие случаи «вейпидемии» в США, отмечая недопустимость повторения подобных случаев в России. Официальные результаты совместного расследования американских Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) и Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) указывают на то, что причина распространения легочных заболеваний в Америке – использование поддельных смесей и картриджей для электронных устройств с содержанием тетрагидроканнабинола (ТГК), а не использование альтернативных устройств как таковых.
В свою очередь, для предотвращения последствий ситуации в США вводят ограничение на продажу наиболее подверженных подделке ароматизированных вейпов и электронных сигарет. Эта позиция вполне соответствует рекомендациям ВОЗ – продукты с табачным вкусом остаются на рынке и могут использоваться взрослыми курильщиками, вместе с тем продажа таких продуктов в закрытых магазинах с учетом возрастного ценза ограничивает доступ к ним со стороны несовершеннолетних.
За время развития «вейпидемии» появилось большое количество исследований, посвященных проблеме потребления электронных сигарет как таковых, описывающих все плюсы и минусы этой небезвредной продукции и позволяющие принять информированное решение как рядовому потребителю, так и губернатору штата Массачусетс, который первым запретил свободную продажу ароматизированных альтернативных устройств в США. Однако, до настоящего момента этот опыт игнорировался российскими депутатами.
В этом контексте показательно то, что отсутствие гибкости российского антитабачного законодательства отмечают и в Минздраве. По словам представителя ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава РФ Анны Концевой, действующие практики действуют на мужчин, но не действуют на женщин, доля курильщиц среди которых постоянно растет.
Подготовка законопроекта о введении государственного регулирования электронных никотинсодержащих продуктов ко второму чтению может помочь по-новому взглянуть на действующее табачное законодательство с точки зрения направлений долгосрочного развития. По словам члена комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Олега Николаева, «как минимум, с учетом существенных поправок, которые необходимо будет внести ко второму чтению, может потребоваться получить различные экспертные заключения. А в идеале было бы правильно направить законопроект на оценку регулирующего воздействия и провести общественные слушания».
Примет ли Госдума во внимание при подготовке ко второму чтению позицию трех миллионов потребителей альтернативных устройств в России, рекомендации ВОЗ, продолжающий развиваться по мере обсуждения законопроекта международный опыт и национальную экспертизу, полученную, среди прочего, на площадках казанского КГУ и московского ИБРАЭ РАН, станет ясно уже в весеннюю сессию.
комментарии(0)