Глава Минфина Антон Силуанов сомневается в необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения. Фото с сайта www.minfin.ru
Через месяц в рамках подготовки ко второму чтению должны состояться парламентские слушания по законопроекту, посвященному соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минфин сейчас обсуждает с бизнес-сообществом поправки в этот проект, который можно назвать компромиссом после сделанного помощником президента Андреем Белоусовым предложения изъять у крупнейших компаний 500 млрд руб. сверхдоходов. Правда, этот компромиссный вариант, по оценкам участников рынка, грозит стране инвестиционной паузой. В Минфине же помимо преференций для бизнеса продумывают еще и систему контроля, так как государство уже имеет обязательства перед инвесторами на 3 трлн руб.
Минфин ведет работу над поправками ко второму чтению в законопроект о СЗПК. Среди обсуждаемых вопросов – финансово-инвестиционный аудит, концессии, государственно-частное партнерство (ГЧП), понятийный аппарат. Об этом сообщил замминистра финансов Андрей Иванов.
В обсуждении поправок участвуют не только представители министерств, субъектов РФ, но и бизнес. По плану Минфина, исправленная редакция должна быть готова к парламентским слушаниям к 20-м числам января 2020 года. Хотя изначально ожидалось, что закон должен вступить в силу 1 января 2020-го.
Как уточняется, законопроект предусматривает два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим предполагает трехлетнюю отсрочку вступления в силу любых норм, ухудшающих условия инвестиционной деятельности. Проектный режим ориентирован на крупные инвестпроекты и гарантирует неизменность налоговых условий на срок от 6 до 20 лет, а также на 3 года фиксирует условия техрегулирования, лицензирования, землепользования и застройки территорий.
Проектный режим имеет порог доступа. В зависимости от конкретной отрасли минимальный объем собственных инвестиций компании должен составлять от 250 млн руб. в проектах общим бюджетом не менее 1 млрд руб. до объема инвестиций 5 млрд руб. при бюджете проекта не менее 25 млрд руб.
Если объем собственных инвестиций предприятия превышает 10 млрд руб. с общим бюджетом проекта от 50 млрд руб., тогда дополнительно может быть гарантирован еще целый ряд преференций. Инвесторы смогут заключать соглашения вплоть до 2030 года. Итогом должно стать привлечение в экономику РФ не менее 30 трлн руб. инвестиций.
Однако в некоторых сферах СЗПК нельзя будет заключать: это касается нефте- и газодобычи, производства алкогольной и табачной продукции, игорного бизнеса, банковской и иной финансовой деятельности.
Между тем глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков ранее призвал распространить действие законопроекта в том числе на банковский сектор. И как сообщил Иванов, эта идея сейчас тоже обсуждается с финансовым сектором, который должен определиться, насколько для него важна такая мера.
Бизнес ранее указывал на те пункты, которые у него вызывают опасения. Сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик рекомендовал исключить норму о введении финансово-инвестиционного аудита из законопроекта. «Такой аудит должен проводиться при предоставлении практически любых мер государственной поддержки, методика проведения данного аудита неизвестна и будет разработана Минфином, что делает на данный момент принцип принятия решения непрозрачным, для нас это критично», – пояснял он.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предлагал снизить порог входа для проектов в разы и не включать пока в него инструмент государственно-частного партнерства и концессий, который и так хорошо работает.
Иванов уточнил, что Минфин готов снижать пороги – в частности, для агропромышленного комплекса. Но в целом снижение требований должно осуществляться по мере адаптации системы.
При этом, как следовало из объяснений Иванова, инструменты ГЧП и концессий в законопроекте все же стоит оставить, причина – необходимость стабилизировать условия ведения бизнеса, а не компенсации. Кроме того, в России не ведется реестр соглашений о концессиях и ГЧП, и поэтому возникает вопрос: кто будет оплачивать и обслуживать в случае наступления определенных обстоятельств риски, связанные с объектами, которые не генерируют положительного финансового результата?
А ведь уже сейчас речь идет об обязательствах государства на триллионы рублей. «На 3 трлн руб. минимум, по оценкам экспертов, за балансом бюджетов бюджетной системы есть обязательства и риски благодаря заключению соглашений о ГЧП. То, что в любой момент может быть предъявлено государству к оплате», – сообщил Иванов.
Законопроект о СЗПК преподносится властями как компромиссный вариант сделанного ранее помощником президента Андреем Белоусовым предложения направить около 500 млрд руб. сверхдоходов крупного бизнеса, экспортирующего сырье за исключением нефти и газа, на реализацию «общественной повестки», под которой понимались, судя по всему, национальные проекты. Также уточнялось, что в этом законопроекте учитываются замечания, сделанные ранее вице-премьером Дмитрием Козаком.
Шохин указывал на еще одно опасение: «Есть оценки многих деловых объединений, независимых экспертов, что, если закон будет принят в том виде, в котором его правительство внесло, возникнет инвестиционная пауза». Тем самым получилась парадоксальная ситуация: стремясь простимулировать инвестиции, власти предлагают инициативы, которые могут стать не стимулом, а тормозом для инвестиционного развития.
«Претензия выражается в том, что ответственность государства перед бизнесом за счет масштабных включений проектов из разных сфер еще больше размывается. С одной стороны, защита масштабных инвестиций широко анонсируется, с другой – детально остается еще много вопросов, – поясняет партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев. – Основная цель – стимулировать инвесторов вкладывать в российскую экономику в обмен на преференции. Возможно, что для бизнеса «цена входа» остается все еще неподъемной, при этом обещаемые меры поддержки кажутся малоэффективными».
Законопроект предусматривает преференции только для российских компаний, зарубежные инвесторы остаются без поддержки – это главный фактор, который может привести к инвестиционной паузе, считают эксперты.
По его мнению, законопроект нужно доработать, «чтобы не получилось, что он окажет поддержку одному слою инвесторов, а другим создаст непреодолимые препятствия в развитии инвестиций».
С частными инвестициями в нашей стране не все хорошо. Главным инвестором до сих пор остается государство, – комментирует ситуацию член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. – Если же речь идет об иностранных инвестициях, то самые успешные примеры можно ассоциировать с гарантиями первых лиц как регионов, так и страны. Поэтому пока вопросов больше, чем ответов».
комментарии(0)