Весь мир с оптимизмом встречает достижение Пекином и Вашингтоном соглашения по «первой фазе» торговой сделки. Финальный текст еще не подписан. Но по первым оценкам, больше плюсов от нового соглашения достается Китаю. Аналитики международного рейтингового агентства Fitch отмечают, что сделка позволит китайской экономике ускориться уже со следующего года. И это позитивно скажется и на глобальном росте. Впрочем, эксперты считают «первую фазу» краткосрочным перемирием, за которым маячит новая эскалация конфликта.
Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер обещает, что детали закупок Китаем в американском сельскохозяйственном, производственном секторе, энергетике и сфере услуг в рамках «первой фазы» торговой сделки будут оформлены в письменном виде. Ранее в Белом доме сообщали, что «первая фаза» торговой сделки США и КНР полностью завершена и американский экспорт в Китай в рамках соглашения увеличится вдвое.
Напомним, в конце прошлой недели Штаты и Китай договорились об условиях «первой фазы» торговой сделки, которая снижает некоторые американские тарифы на китайские товары и, как сообщается, стимулирует китайские закупки американской сельскохозяйственной, энергетической и промышленной продукции. Кроме того, разрешает некоторые споры об интеллектуальной собственности. В то же время ни одна из сторон пока не опубликовала деталей соглашения.
Как передает агентство Reuters, соглашение приостановило введение 15-процентных тарифов на китайские товары на общую сумму в 160 млрд долл. В ответ Поднебесная отказалась от ответных мер, в том числе и от введения 25-процентного тарифа на автомобили американского производства. Торговое представительство США также заявило, что сократит вдвое тарифную ставку, установленную на 1 сентября, на китайские товары на 120 млрд долл., до 7,5%. При этом американские тарифы в размере 25% на китайские товары на сумму 250 млрд долл. останутся неизменными, что станет дополнительным рычагом для переговоров на «второй фазе» в следующем году, пишет Reuters.
Повышение средних таможенных тарифов в американо-китайской торговой войне.
Источник: Институт мировой экономики Петерсона |
В Вашингтоне также подчеркивали, что достигли соглашений с Пекином в части закупок сельхозпродукции. Так, Роберт Лайтхайзер сообщал, что КНР согласилась закупать американскую сельхозпродукцию на 40 млрд долл. в год в течение двух лет. Подобные планы для многих экспертов выглядели удивительными, они, в частности, напоминали, что Китай никогда не закупал американских сельхозтоваров более чем на 26 млрд долл. в год. К слову, в прошлом году Штаты экспортировали в Китай свою продукцию менее чем на 10 млрд долл. Теперь же Поднебесная должна в разы увеличить закупки. В целом Пекин согласился увеличить закупки американских товаров не менее чем на 200 млрд долл. в следующие два года. Это колоссальная сумма, если принять во внимание текущую торговую статистику обеих стран.
Так, по итогам 10 месяцев этого года торговый дефицит США с КНР составил 294 млрд долл. То есть за этот период Штаты импортировали из КНР товаров на 382 млрд долл., а экспортировали в Китай – на 87 млрд. Для сравнения, по итогам 2018 года торговый дефицит составлял почти 420 млрд долл. Тогда страна импортировала из Поднебесной в 4,5 раза больше товаров, чем поставляла туда.
При этом в самой Поднебесной очень сдержанно отзываются об экспортных планах. «Китай не упомянул о жестких целях, но заявил, что будет импортировать больше американской пшеницы, риса, кукурузы, энергии, фармацевтических препаратов и финансовых услуг», – передает Reuters. Китайские власти также объявляли, что точный объем увеличения импорта будет объявлен позже.
Еще больше вопросов возникает к доверенностям в части передачи технологий, одной из основных претензий американский администрации к Пекину. Напомним, Вашингтон обвинял Пекин в краже технологий, давлении на иностранные компании с целью передачи коммерческих секретов, а также в излишнем субсидировании собственных разработчиков. Как следует из сообщения Торгового представительства США, «Китай согласился прекратить свою давнюю практику принуждения или оказания давления на иностранные компании с целью передачи их технологий китайским компаниям в качестве условия для получения доступа на рынок или получения преимуществ от правительства». Китай также обещает воздержаться от прямой поддержки исходящих инвестиций, направленных на приобретение иностранных технологий для выполнения своих промышленных планов, следовало из информационного сообщения на сайте Торгового представительства.
Многие экономисты и вовсе считают, что от текущего соглашения в первую очередь выиграл Китай. Как отмечают в агентстве Fitch, уже в следующем году экономика КНР увеличится на 6%, тогда как прошлый прогноз предполагал рост на 5,7%. Разгон Поднебесной поддержит и глобальный ВВП после снижения темпов роста до 2,6% в этом году с 3,2% в 2018-м, считают аналитики.
Что же касается соглашения, то эффективная тарифная ставка США на импорт из Китая в результате упадет примерно до 16% по сравнению с прежними планами по ее увеличению до 25%, отмечают в организации. «Это представляет собой значительный сдвиг по сравнению с нашим предыдущим предположением о том, что полный набор тарифов, объявленный США, будет реализован», – следует из аналитической записки агентства. Однако, отмечают аналитики, новые тарифные ставки по-прежнему существенно выше тех, что были до начала торговой войны.
При этом между США и КНР сохранится основополагающая стратегическая напряженность, особенно в технологических областях, что станет серьезным препятствием для полного разрешения торгового конфликта, продолжают в Fitch.
Существует риск того, что «первая фаза» сделки не будет долгосрочной. «Ни одна из сторон не представила подробного объяснения соглашения, что затрудняет определение того, насколько жизнеспособным будет его выполнение», – считают в агентстве.
Эксперты прямо подчеркивают: первая фаза сделки не добилась много из того, что заявлялось в начале торговой войны. Маловероятно, что сделка принесет США достаточно выгод, чтобы перевесить издержки, считает они. Американские фермеры в результате потеряли миллиарды долларов дохода, компании заплатили миллиарды в виде тарифов, а потребители увидели некоторый рост цен, передает агентство Associated Press.
В Институте мировой экономики Петерсона сообщали, что даже после сделки средние тарифы США на импорт из Китая будут оставаться на уровне 19,3%, что в шесть раз выше, чем до начала торговой войны в 2018 году. Из их расчетов следует, что в результате торгового соглашения с Китаем, Штаты оказываются в более проигрышным положении. Так, к моменту подписания торгового соглашения средняя ставка на американские товары будет составлять 21%, тогда как средние тарифы для китайского экспорта опустятся до 19,3%. С учетом того, что ни одна из сторон не публикует текст соглашения, а китайцы довольно аккуратно и в общих словах обещают «нарастить экспорт американских товаров» можно предположить, что именно Пекин оказывается в большем выигрыше от «первой фазы» сделки.
Что касается РФ, то на нее торговая сделка может влиять как прямо, так и опосредованно, считают эксперты «НГ». «Прямо – это когда Китай идет на условия США (в частности, по увеличению закупок сельхозпродукции), что снижает экспортные поставки из России в КНР. А если США будет настаивать и на увеличении Китаем американского СПГ – под ударом может оказаться недавно запущенный газопровод «Сила Сибири», построенный исключительно для поставок российского трубопроводного газа в Поднебесную», – замечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Опосредованно же торговая война между крупнейшими экономиками негативно сказывается на всей мировой экономике. «Рвутся торговые связи между странами, снижаются экспортные поставки, замедляется рост экономики, падает спрос. Все эти факторы влияют на нашу экономику, как и на все остальные», – продолжает эксперт.
С одной стороны, продолжает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов, согласование «первой фазы» торговой сделки между США и Китаем поддерживает сырьевой рынок, что безусловно позитивный факт для РФ.
Влияние «первой фазы» на экономику РФ нужно смотреть через призму глобальной склонности к риску, которая оказывает влияние на конъюнктуру рынка энергоносителей и желание нерезидентов сохранять и наращивать свое присутствие на внутреннем долговом рынке, считает руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган. «Пока рынки не обременяют себя серьезными рассуждениями насчет того, что именно несет в себе «первая фаза». Насколько реалистичны его положения, действительно ли Китай готов увеличить объем импорта из США на 80%? Действительно ли увеличение закупок будет распространяться не только на сельхозпродукцию, но и на машиностроение, энергоносители и сферу услуг? Действительно ли в этом соглашении есть серьезный обязывающий механизм? Может быть все это «трудности перевода»? Вопросов остается немало при этом рынки рассчитывали на большее, чем снижение США пошлин вдвое на китайские товары объемом в 120 млрд долл», - говорит он.
«России эта ситуация поможет даже сильнее, чем могли бы помочь более высокие цены на нефть (вот их-то может и не быть). Потому что и внешние, и внутренние капиталовложения распределятся равномернее по секторам и у нас, и через биржевые инвестиции, и напрямую в проекты: рост западных рынков успокоит многих инвесторов, и они с удовольствием вложатся параллельно и в развивающиеся рынки, из которых Россия сейчас - один из самых недооцененных и привлекательных», - уверен шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Вопрос лишь в том, сможет ли извлечь максимальную пользу из этого наш бизнес, и насколько процесс готовы умно направлять правительственные структуры: а опыт 2019 года показал, что и очень благоприятная внешняя конъюнктура может не особо работать, если сами мы давим на налоговый пресс сильнее, чем «на газ», и молимся на бесполезный профицит бюджетов вместо стимулов», - подчеркивает эксперт.
комментарии(0)